• Приглашаем посетить наш сайт
    Кюхельбекер (kyuhelbeker.lit-info.ru)
  • Поиск по творчеству и критике
    Cлово "1901"


    А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
    0-9 A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W Y Z
    Поиск  
    1. А. П. Чехов
    Входимость: 3. Размер: 47кб.
    2. Мученики науки
    Входимость: 2. Размер: 27кб.
    3. Замятин Е. И. - Замятиной А. И., 13 ноября 1901г.
    Входимость: 1. Размер: 4кб.
    4. Современный русский театр
    Входимость: 1. Размер: 47кб.
    5. Пильняк Б. - Замятину Е. И., 7 ноября 1921 г.
    Входимость: 1. Размер: 4кб.
    6. Пильняк Б. - Замятину Е. И., 23 июня 1922 г.
    Входимость: 1. Размер: 11кб.
    7. Театр в Советской России. Два великана: Станиславский и Мейерхольд
    Входимость: 1. Размер: 8кб.
    8. Лекции по технике художественной прозы. О языке
    Входимость: 1. Размер: 58кб.
    9. Лекции по технике художественной прозы. Психология творчества
    Входимость: 1. Размер: 19кб.
    10. Замятин Е. И. - Замятиной А. И., 14 ноября 1901г.
    Входимость: 1. Размер: 3кб.
    11. Пильняк Б. - Замятину Е. И., 17 декабря 1921 г.
    Входимость: 1. Размер: 7кб.
    12. Перегудам. От редакции "Русского современника"
    Входимость: 1. Размер: 29кб.
    13. Блокноты. Часть 8
    Входимость: 1. Размер: 29кб.

    Примерный текст на первых найденных страницах

    1. А. П. Чехов
    Входимость: 3. Размер: 47кб.
    Часть текста: Воронежской губернии Черткова, отца известного толстовца Черткова. Упорным трудом Егор Чехов скопил три с половиной тысячи, за эту сумму купил у барина вольную для всей своей семьи -- по семьсот рублей за душу -- и переселился с семьей на юг. Тут, недалеко от Таганрога, он долгое время был управляющим в имениях графа Платова, героя войны 1812 года. Отец писателя, Павел Егорович, служил в Таганроге конторщиком. Откладывая, по мелочам, с тем же самым мужицким упорством, как и отец, Павел Егорович сколотил, наконец, немного денег и открыл на Монастырской улице собственную торговлю. К этому времени он уже был женат на Евгении Яковлевне Морозовой, дочери таганрогского купца-суконщика. 19 января 1860 г. у Евгении Яковлевны родился сын Антон. Кроме Антона Павловича -- у П. Е. Чехова было еще четверо сыновей и дочь. Жизнь в домике на Монастырской улице шла по-старинному, крепким, суровым укладом. Детей Павел Егорович воспитывал в строгости, "в страхе Божием", старался сызмалолетства приучить их к церкви. Мальчики должны были строго соблюдать все посты, выстаивать длинные церковные службы. Возвращались из церкви домой -- дома хором пели что-нибудь божественное, читали акафист. Павел Егорович был большой любитель и знаток церковного пения; позже, когда сыновья подросли, он составил из них настоящий хор и пел с ними на клиросе в церкви. Все эти молитвенные повинности действовали на мальчиков совершенно иначе, чем этого хотел отец....
    2. Мученики науки
    Входимость: 2. Размер: 27кб.
    Часть текста: конечно, искупила все свои ошибки, по тем не менее мы не считаем себя вправе скрыть их от широких читательских масс. Первой ошибкой Варвары Сергеевны Столпаковой было то, что родителей себе она выбрала крайне непредусмотрительно: у отца ее был известный всему уезду свеклосахарный завод. Даже и это, в сущности, было на так еще непоправимо: Варваре Сергеевне стоило только отдать свое сердце любому из честных тружеников завода -- и ее биография очистилась бы, как углем очищается сахар рафинад. Вместо этого она совершила вторую ошибку: она вышла замуж за Столпакова, увлеченная его гвагдейскими рейтузами и исключительным талантом пускать кольца из табачного дыма. Атлетические, монументальное сложение Варвары Сергеевны было причиной того, что третья ее ошибка произошла почти для нее незаметно, когда она в столпаковском лесу нагнулась сорвать гриб. Нагнувшись, она ахнула, а через четверть часа в корзинке для грибов лежала эта ее ошибка -- пола мужеского, в метрике записан под именем Ростислава. Из других письменных материалов для истории сохранился также еще один документ, составленный в день отбытия Столпакова-отца на германский фронт. В этот день кучер Яков Бордюг привел из монастыря всем известную монашку Анну, и полковник Столпаков продиктовал ей: -- Пиши paсписку "Я, нижеподписавшаяся, монашка Анна, получила от г-жи Столпаковой 10 (десять) рублей, за что обязуюсь класть ежедневно по три поклона за мужа ее, с ручательством, что таковой с войны вернется без каких-либо членовреждений и с производством в чин генерала". Этот трудовой договор монашка Анна выполнила только наполовину: в генералы Столпакова действительно произвели, но через неделю после производства немецкий снаряд снес у Столпакова голову,...
    3. Замятин Е. И. - Замятиной А. И., 13 ноября 1901г.
    Входимость: 1. Размер: 4кб.
    Часть текста: году по русск<ому> яз<ыку> и логике). Зато у нас его и любят. Продолжаю теперь прерванный рассказ о том, как я проводил нынешний день. После обеда тоже все время читал Данилевского; сейчас только кончил. Должно быть, все время до чаю буду писать тебе письмо, т. е. до 7 час<ов>. После чаю пойду сегодня в театр; идет пьеса Потехина "Нищие духом"; идет в театр из 8-го класса 18 человек. Если останется свободное время, пойду играну на рояли; что-то хочется сегодня поиграть. Вообще играю я на рояли очень редко: иногда только в праздник сыграешь, а иногда случается и недели три не играть. Последний раз играл в воскресенье. В этот день многие ходили в театр, но мне что-то не хотелось, да, вдобавок, нужно было и уроками заняться. Но... мне захотелось поиграть, я поиграл сначала полчаса до молитвы, до 9 ч<асов>, потом хотел поиграть с 1/4 ч<аса> после молитвы, а вместо того проиграл час с четвертью. Впрочем, сегодня не придется играть: внизу в гимнаст<ическом> зале, где стоит рояль, идет репетиция к спектаклю, который будет 25 ноября. Расскажу тебе кое-что о своих учебных делах: они идут помаленьку. В нынешней четверти 2-й<раз> спросили меня уже по многим: получил по 5: по Зак<ону> Б<ожию>, по греч<ескому> яз<ыку>, по лат<инскому> яз<ыку>, по русск<ому> яз<ыку>, по франц<узскому>; было одно классное сочинение по-русски - 5; остается мне еще быть спрошенным по математике, что, вероятно, и произойдет в этот четверг, по истории, по космографии, по физике, да по-немецки ответить в конце четверти. В этой четверти придется еще писать домашнее сочинение о лирических отступлениях в "Мертвых душах" Гоголя. Ну, как-нибудь напишем! Относительно твоего сочинения я еще подумаю и, что придумаю, напишу. Остается мне еще написать тебе обещанное - о любви. Конечно, о любви или, как в данном случае, об одном виде ее...
    4. Современный русский театр
    Входимость: 1. Размер: 47кб.
    Часть текста: уже несколько лет тому назад. Теперь это видят все, кто под тем или иным предлогом не закрывает глаз, теперь всюду, на устах у каждого, вопрос: "Быть или не быть?" И какой избрать путь, чтобы "быть"? Оракулов никаких больше нет. Или точнее: есть еще кое-какие, но мы им не верим; мы хотим знать. Абстрактная логика, дедукция, все это не может более ответить на гамлетовский вопрос, усложнившийся сверх всякой меры: приходится пробивать себе дорогу в потемках, ощупью, иной раз спотыкаясь, приходится искать решение на длительном пути опыта, где часто требуется тысяча ошибок, чтобы прийти к одному правильному решению. Какие бы ни совершались ошибки в гигантской лаборатории, носившей когда-то имя "Россия", ее опыты в любой отрасли представляют исключительный интерес. По своей ли или не по своей воле, лаборатория эта работает ныне на весь мир. По нраву ли ему это или не по нраву, каждому датскому принцу надобно знать, что же в этой таинственной лаборатории происходит. В особенности, если дело касается области, в которой уже достигнуты неоспоримые результаты, как, например, в русском театре. Говорю совершенно сознательно "русский театр", а не "советский театр". Благородный металл, из которого народы выковывают свою литературу и свой театр, ...
    5. Пильняк Б. - Замятину Е. И., 7 ноября 1921 г.
    Входимость: 1. Размер: 4кб.
    Часть текста: Можно? Вы, конечно, не ответили еще мне на мое последнее письмо (и - по разному бывает, оказывается! - хорошо, что не ответили) - и поэтому, напишите мне, когда срок присыла рассказа. На бумаге его еще нет. ... Ну, конечно, пропишите и про гонорар... Вот и все. Да (по секрету) 1) я собираюсь в Питер с'ездить 4 2) - где сейчас Горький 5 ? Если-бы Вы знали, как мне скучно! От меня и доктора-строгого 6 Вам и доктору-нестрогому 7 Поклон. Бор. Пильняк. <приписка слева сверху:> На-пи-ши-те мне! Примечания 1. Возможно, речь идет о статьях "Я боюсь" (впервые: Дом Искусств. 1921. № 1) или "О синтетизме" (впервые: Анненков Ю. Портреты. Пб. 1922)." 2. Третий номер "Дома Искусств" так и не вышел." 3. Сведений об этих произведениях нет. " 4. В связи с поездкой в Берлин через Эстонию, 7 января 1922 г. Пильняк получил визу в эстонском консульстве в Москве (см.: Зайдельсон Е. По следам письма Бориса Пильняка // Таллинн, 1989. № 5. С. 114). По пути в Германию Пильняк остановился в Петрограде, где выступил 13 января 1922 г. в Доме литераторов (см.: Вестник литературы. 1922. № 2-3. С. 36-37): " Пильняк прочитал новый рассказ "Мятель". После чтений завязался оживленный обмен мнениями, в котором приняли участие П. К. Губер, К. А. Федин, М. Шкапская, Л. Лунц и др., а также оба гостя" (Летопись Дома Литераторов. 1922. № 3. С. 8). Визит Пильняка и Кусикова в Петроград вспоминает К. Чуковский: "На руках у них были шалые деньги, они продали Ионову какие-то рукописи, которые были проданы ими одновременно в другие места, закутили, и я случайно попал в их орбиту:...
    6. Пильняк Б. - Замятину Е. И., 23 июня 1922 г.
    Входимость: 1. Размер: 11кб.
    Часть текста: - на авторские не купишь сена). Напиши хоть мне, почему не платят: я, по крайней мере, устроил бы тогда "тарарам". - Ради Бога! Через неделю кончаю "Третью Столицу" - "самую шуточную и самую серьезную мою вещь (твои слова)", - вчера ночью всю ночь протаскался у Коломенки, в Городищах 4 (помнишь, вместе ходили смотреть "татарскую печать, мамаеву"?), - ночь была всего минут двадцать, - в Питере теперь совсем ночей нет, - - мог бы через две недели приехать к вам в Питер, - нно: украли бумажник и едет мать, - опять откладывается поездка. В Москве у Гржебина вышел еще том моих рассказов 6 , как получу авторские - пришлю, не покупай (но если будет возможность взять "за так", конечно, бери, отдать неимущему). И в Москве Товий что-то не расплачивается. Но до Москвы-то рукой подать, я доберусь сам. Что-то это мне не нравится. - В Москве о нас с тобой много говорят: говорят, что "Островитяне" и "Г. Г." - лучшие книги, что вышли за эти годы. Нас с тобой черт ниточкой связал: получил вчера письмо из Москвы, один "умных дел мастер" - написал о нас статью: противо-по-ставляет 6 ! Да, так-то. Книги выходят, гонораров не платят, говорят хорошие разговоры, - а вот где напечатать "Третью столицу" (4-5 листов) - не знаю (для отдельного издания она продана "Слову" 7 , в Берлине), - не знаешь ли, так, чтобы это было скоро и не меньше 100 за лист. А в Питер, все равно, если не сейчас, то попозже - приеду. ТЕБЕ, ЛЮДМИЛУШКА, ПОКЛОН - А если Вы оба соберетесь ко мне, буду ОЧЕНЬ рад: тем паче, что в Коломне, у Николы мои дни подсчитываются: осенью меня здесь уже не будет, я переезжаю в Деревню, в Кривякино 8 , в...
    7. Театр в Советской России. Два великана: Станиславский и Мейерхольд
    Входимость: 1. Размер: 8кб.
    Часть текста: мне напоминает Крым. Но она действует деморализующе. Я чувствую себя ужасным лентяем, я чувствую отвращение при мысли возвращаться на Север. -- Почему вы не вернулись обратно в Россию этой зимой? -- Конечно, я вернусь туда; я хотел бы только продлить мою визу на некоторое время. Вы знаете, не очень приятно возвращаться в пустой дом в Ленинграде в середине зимы. Все те, кто там, имели достаточно времени запастись топливом, но мне, если я сейчас уеду туда, будет трудно отопить помещение. Условия питания тоже неважные зимой. Поверьте мне: жизнь здесь гораздо проще и легче. Однако, в конце концов, эта страна Лотоса тоже не выход из положения. Однако поговорим о русском театре. И он начал: -- Вы, наверное, знаете, что русский театр -- самый революционный театр в мире -- революционный не только в политическом, но и в эстетическом смысле. Он также самый предприимчивый и имеет постоянный приток новых идей. Поэтому это единственный не "отсталый" театр в мире. Театральная революция опередила политическую революцию на 15 лет. Станиславский, основатель Московского Художественного театра, -- это Ленин русской сцены. До приблизительно 1902 года первенствующее положение занимал Александрийский театр. В своем роде это был замечательный театр, но он был, по существу, русской Французской...
    8. Лекции по технике художественной прозы. О языке
    Входимость: 1. Размер: 58кб.
    Часть текста: где кончается поэзия, и где начинается художественная проза. Внутренние изобразительные приемы в поэзии и прозе -- idem метафоры, метонимии, синекдохи и т. д. Внешние изобразительные приемы в поэзии и в прозе -- когда-то разнились. Но теперь мы имеем стихи без рифм, мы имеем стихи без определенного ритма -- vers libre. Ex. Гете "Горные вершины". Целый ряд стихов Блока (Ex.). С одной стороны, в новейшей художественной прозе -- мы находим часто пользование определенным ритмом; с другой -- в прозе мы находим пользование музыкой слова -- весь арсенал новейшей поэзии: аллитерации, ассонансы, инструментовку. Стало быть, резко -- по внешности -- от художественной прозы отличается только стихотворение с определенным метром, то есть только один частный случай стихотворения. В остальных случаях -- никакой качественной границы нет. В новейшей теории словесности я вижу разделение всех вообще произведений художественного слова на два вида: лирика и эпос; иначе говоря: раскрытие, изображение в словах авторской личности -- и изображение других, посторонних автору личностей. Лирика -- это путешествие по нашей планете, по той планете, на которой живешь; эпос -- путешествие на другие планеты, эпос -- путешествие сквозь междупланетные, безвоздушные пространства, ибо люди, конечно же, разные планеты, отделенные друг от друга замороженным, с температурой -- 273°, пространством. И вот, если уж говорить о каком-нибудь качественном различии между поэзией и художественной прозой, так его можно определить: поэзия занимается главным образом областью лирики, художественная проза -- областью эпоса. И быть подлинным ...
    9. Лекции по технике художественной прозы. Психология творчества
    Входимость: 1. Размер: 19кб.
    Часть текста: Андрей Болконский. Барыба. Творческий процесс -- мучительно-радостный, как влюбленность и как материнство. Ex.: Гейне, "Всякая книга... 9 месяцев". Аналогия с материнством: мы создаем живых людей из себя. Жизнь -- материал, не больше, чем камень. Ex.: Репин. Растрелли. Почему мало материалов о психологии творчества? Работа в подсознании. Аналогия с гипнозом. Воду в вино. Если бы писателей гипнотизировать... Трудность -- самогипноз. Наркотики. Мучительность. Ex.: Чехов (стр. 6 лекций), Мопассан, Флобер (стр. 7). "Сгущение мысли". Вдохновение -- естественное "сгущение". Творчество во сне. Ex.: Пушкин, Гамсун. Ex.: Холодная пуговица -- гильотина. Творчество во сне -- не логическим путем, а путем ассоциаций. Надо развивать способность к ассоциациям. Ex.: Леонид Андреев -- паутина. Вдохновение. Неожиданность. В хирургии есть подразделение на большую хирургию и малую: большая -- это искусство делать операции, и хорошим хирургом может быть только человек, имеющий к этому талант; малая -- это ремесло, и научиться делать перевязки, вскрывать нарывы может всякий. Астрономия -- тоже разделяется на большую и малую: малая -- это та часть прикладной астрономии, ...
    10. Замятин Е. И. - Замятиной А. И., 14 ноября 1901г.
    Входимость: 1. Размер: 3кб.
    Часть текста: Е. И. - Замятиной А. И., 14 ноября 1901г. А. И. Замятиной 14 XI 1901 г. 8 час<ов> у<тра>   Итак, любовь несомненно существует: о ней говорят в своих сочинениях знаменитейшие писатели - не о несуществующем же говорят они; всем известно, что любовь многих делает несчастными в жизни - если бы любви не существовало, такие люди были бы несчастны вследствие, так сказать, галлюцинаций, своей мании, т. е., другими словами, пришлось бы массу людей считать сумасшедшими. Далее, есть люди, не признающие любви, как душевного чувствования, но я уверен, как не материалист, что существует духовная любовь. По моему мнению, любовь можно подразделить на два вида: коллективную и индивидуальную. Под коллективною - разумею я чувство безразлично к той или другой симпатичной личности, под индивидуальной - чувство исключительно к одной личности, определенной. Первое - это скорее увлечение; второе, собственно, и есть истинное чувство; особенно резкая черта пройдет между обоими видами, если допустить, что второй вид - постоянен, но этому я пока еще не верю. Происхождение того чувства, которое я называю коллективной любовью, по-моему, такое: в сердце большинства людей есть стремление к любви именно индивидуальной, ...