• Приглашаем посетить наш сайт
    Ломоносов (lomonosov.niv.ru)
  • Предисловие к повести Г. О. Куклина "Краткосрочники"

    Предисловие <к повести Г. О. Куклина "Краткосрочники">

    Путь настоящей литературы, о которой стоит говорить, это непременно путь изобретений, открытий -- или, по меньшей мере, усовершенствований.

    Есть два поколения изобретателей в нашей новой литературе: старшее -- изобретатели в области формы и младшее -- в области материала.

    Новый материал, неожиданно вброшенный революцией в нашу жизнь, очень долго оставался вне поля зрения писателей: когда мы стоим на горе, мы не видим ее; мы можем увидеть ее только издали. Естественно поэтому, что первые годы после революции работа сводилась преимущественно к формальным усовершенствованиям и открытиям. Сделано в этой области много, и кажется даже -- сделано все, что пока можно было сделать.

    становится для литературы почти катастрофой, это похоже на неожиданно выбивший из земли нефтяной фонтан: бассейны не готовы, драгоценная жидкость уходит в песок, ее черпают, ее уносят в ведрах.

    Такие ведра -- "литература факта", литература очерка, "человеческого документа". Это, конечно, только попытки наиболее легким, кустарным способом использовать в литературе новый материал, это -- продукты добывающей, а не обрабатывающей литературной промышленности. Индустриальный метод в литературе -- это метод художественной обработки сырья. Соединение нового материала с формальным изобретательством дают тот литературный фабрикат, который сейчас нужен.

    К сожалению, такого рода работ пока еще мало; они относятся к "недостаточным продуктам", их надо -- как мануфактуру -- получать по кооперативным книжкам.

    Этот товарный голод могут несколько смягчить такие работы, как повесть Георгия Куклина "Краткосрочники". Повесть еще не представляет собою идеального фабриката: равновесия между изобретательством в области материала и в области формы еще нет, материал -- большего веса, чем форма. И все же это, несомненно, уже не сырье: сырье прошло в повести через художественную обработку.

    Повесть организует в художественной форме материал, совсем еще не использованный в нашей литературе: красноармейские будни, красноармейская казарма в мирное время. Вся вещь, очевидно, построена на личном опыте автора -- это повышает ее документальную ценность. Никакой предвзятости в повести нет, поэтому в ней есть более близкое и нужное читателю: живые люди -- и рядовые красноармейцы, и командный состав. Повесть имеет все основания быть замеченной и читателями, и критикой.

    1929

    Впервые: Рукописное наследие Евгения Ивановича Замятина. Ч. 2. С. 507-508.

    Предисловие Замятина в вышедшей в 1929 г. книге Куклина напечатано не было. Повесть вызвала резкие отклики в прессе. Автора обвиняли в клевете на Красную Армию. Это не помешало Замятину в письме к А. Ц. Ярмолинскому 11 мая 1932 г. рекомендовать "Краткосрочников" для перевода на английский язык.

    Раздел сайта: