• Приглашаем посетить наш сайт
    Ахматова (ahmatova.niv.ru)
  • Бернард Шоу. Начинается

    Бернард Шоу. Начинается

    Печатаемая ниже пьеса Бернарда Шоу представляет, в сущности, только одну часть его большой драматической пенталогии: "Назад к Мафусаилу". Книге этой предпослано обширное предисловие автора, где он подвергает анализу учение дарвинистов и ламаркистов, теорию эволюции и естественного отбора -- и приходит к выводу, что будущее человечества в "Intentional selection" -- в сознательном отборе и эволюции. Только таким путем, утверждает Шоу, человек может, наконец, победить смерть и увеличить длительность своей жизни до мафусаиловых лет. А это, в свою очередь, будет иметь огромные социальные последствия: только при таком долголетии человек станет подлинно взрослым и мудрым, -- теперь люди кончают жизнь 70-летними детьми. Драматическое воплощение этого тезиса и составляет содержание пенталогии.

    В первой из пьес пенталогии действие происходит в раю, в 4004 г. до Р. X. Действующие лица -- Адам, Ева, Каин, Змий. В этой одноактной пьесе ("In the Beginning" -- "В начале") -- люди впервые узнают смерть, из бессмертных становятся смертными.

    Во второй пьесе, тоже одноактной ("The Gospel of the Brothers Barnabas" -- "Евангелие от братьев Барнабас"), -- действие происходит в наши дни. В пьесе -- два основных задания: дать карикатуру на современных общественных деятелей Англии (м-р Бэрдж и м-р Льюбэн) и одновременно изложить теорию продления человеческой жизни (братья Барнабас).

    "Начинается") отчасти связана со второй действующими лицами. Викарий Гэслам из второй пьесы переходит в третью под именем Архиепископа. Горничная -- становится миссис Льютстринг, и наконец, в м-ре Бэрдж-Льюбэн слиты в одно два соответствующих характера второй пьесы.

    Четвертая, трехактная, пьеса -- в 3000 г. после Р. X. ("Tragedy of an elderly gentleman" -- "Трагедия стареющего джентльмена") показывает смешанный период эволюции человека, когда одновременно живут и новые мафусаилы, люди прежней -- недолговечной природы.

    В последней, пятой, одноактной пьесе (31920 г. после Р. X. "As far as Thought Can Reach" -- "Так далеко, как только может залететь мысль") -- уже нет недолговечных людей. Но и здесь есть драматическая коллизия: она дана противопоставлением "молодежи" и "древних". "Молодежь" -- это люди в возрасте до 4-х лет (в этом периоде люди уже не рождаются, а вылупляются из яиц в возрасте 16--17 лет, так что четырехлетний возраст соответствует приблизительно 20--21 году). "Молодежь" свой срок проводит в "играх" -- любви и занятиях искусством. После 4-х лет "игры" людям становятся уже скучны, и они посвящают себя мудрости, мысли, развитию в себе новых сил -- с точки зрения современной -- сверхъестественных.

    Во всей пьесе "Назад к Мафусаилу" -- много длинных -- публицистических и философских -- монологов, иногда -- целые социальные памфлеты. И это делает пьесу скорее пьесой для чтения, чем для театра. Тем не менее в Америке пьеса ставилась (исполнение ее занимает три вечера) и имела большой успех.

    <1923>

    "Назад к Мафусаилу"(в транскрипции Замятина -- Шо) -- "Начинается". Пьеса драматурга была написана в 1918--1920 гг.

    Раздел сайта: