• Приглашаем посетить наш сайт
    Булгарин (bulgarin.lit-info.ru)
  • Лекции по технике художественной прозы
    Футуризм

    Футуризм

    Замкнутый круг: реализм -- символизм -- неореализм. Мы исследовали особенности художественного зрения... Три синтетических образа: глаза-зеркало, глаза-рентген, глаза-микроскоп. Параллели с живописью.

    Теперь, если перейти из области образной в область отвлеченную -- мы легко можем установить параллели и связь для каждой из трех ступеней диалектической формулы -- с философскими течениями.

    Искусство -- явление области эмоциональной; оно имеет дело с тем же миром, что и наши чувства -- с миром вещей. И философская подкладка того или иного течения определяется отношением к вещи.

    Реализм, как мы видели, принимал поверхность вещей, вещи -- как они есть. Агностицизм материалистов. Вера в науку. Определенная связь с примитивным материализмом Фейербаха, Молешотта, Геккеля.

    Символизм -- уходил от поверхности вещей -- к исканию души вещей. Определяется связь с кантовской "вещью в себе".

    Неореализм от философов неореалистов (американских), от Лосского. Неореализм связан с релятивистской философией Эйнштейна: истинная реальность. Возврат от "вещи в себе", от бесцветного ядра вещи к ее поверхности. Но это уже не вульгарный материализм, а сознательная рабочая гипотеза, сознательный агностицизм. Художественная апелляция к эмоции, к чувствам: стало быть, мы должны иметь дело с той частью вещей, которые доступны чувству, то есть с поверхностью вещей, а не с вещью в себе -- с поверхностью углубленной (микроскоп).

    Футуризм в литературе и живописи -- это возврат к "вещи в себе", и он доводил этот возврат до абсурда. То есть все логические построения его в большинстве случаев правильны, но это-то и сбивает с толку многие невинные умы. Но неправильна посылка, забыто то положение, о котором я говорил: что искусство -- в первую голову для чувства и путем чувства. А продуктивное творчество футуризма -- исключительно к разуму.

    Все это относится к чистому футуризму, а не к тем его разновидностям, которые, в сущности, мало общего имели с футуризмом.

    Каменский Василий -- неплохой поэт-импрессионист. И только.

    Маяковский -- большой поэт, нашедший ряд подражателей (Шершеневич и другие).

    Три основные черты:

    1. импрессионизм, очень яркий;

    2. образность (имажизм);

    3. пользование музыкой слова;

    4. урбанизм.

    * * *

    Так возникли имажисты -- от Маяковского. Безграмотное: "имажинисты" -- "воображающие о себе".

    * * *

    "Пальто пожаров", "Крылья зари", "Факел бунта", "Глаза вражды", "Луч чела", "Руки закатов", "Печатка уныния", "Хобот тоски", "Челюсти безумия", "Спица ненависти". Аллегории.

    Ошибка имажистов: Пьетро Аретино. Один законный прием они возводят в единственный. Качественное обеднение изображения.

    Эгофутуризм -- никакой философской подкладки. Весь эгофутуризм -- один Северянин. Поэт -- парикмахерско-безвкусный, но талантливый версификатор и неплохой лингвист. Его заслуга -- неологизмы. В остальном -- это просто дурного тона модерн. Анекдот о Масаинове.

    Кубофутуризм -- более серьезное течение. Параллель в живописи: кубизм, дивизионизм, беспредметная живопись (супрематизм). Искание вещи в себе.

    Особняком стоят Маяковский и Каменский. Оба -- крайние импрессионисты, оба не имеют отношения к философским теориям футуризма, оба не страдающие излишним тяготением к рационализированной поэзии: к их счастью, Бог избавил их от ratio, от разума; они остались поэтами.

    О них -- потом.

    Настоящий футуризм -- кубо -- как уже видно из моего выступления -- связан философией с символизмом: от Канта.

    От символизма футуристы заимствовали идею о самодовлеющей ценности слова -- ту идею, которая лежит в основе пользования музыкой слова, в основе инструментовки. Но, идя логическим путем, футуристы дошли до reductio ad absurdum. Они различали: если слово, независимо от своего смысла, производит впечатление на человека, то не только слово, но и части слова, звуки, отдельные гласные и согласные производят впечатление, вызывающее в человеке известную эмоцию.

    Отсюда вывод: если так -- нет надобности заботиться о смысле слов, нет надобности, чтобы слова были связаны каким-то обозначением, нет надобности в логической связи, нет надобности в содержании слов -- звуки слов постоят сами за себя и произведут впечатление. Так создавалась теория заумного языка. Произведения, созданные на основе этой теории, то есть простой набор музыкально звучащих слов и звуков, не связанных содержанием -- годился бы для людей, если бы они были лишены совершенно мыслительного аппарата и воображения и были бы снабжены одними ушами, и притом, пожалуй, подлинней человеческих. Человеку, привыкшему искать в произведениях слова не только слуховых, но и зрительных, осязательных и иных эмоций, футуристические произведения ничего не скажут.

    Дыр -- бул -- щыр -- убещур...
    Поэма безмолвия.
    Тарелка на доске; цилиндр; коробка спичек и т. д.

    КОММЕНТАРИИ

    Лекция, прочитанная перед молодыми прозаиками и переводчиками в 1920 г.

    С. 387. Неореализм от философов неореалистов... от Лосского --

    С. 389. ... reductio ad absurdum -- доведение до абсурда (лат.),

    Раздел сайта: