На дне
1. Шарманка
Слепой старик играет "Солнце всходит и заходит". Деньги -- в картузе. Два босяка -- кража денег. Старик "прозревает".
Панорама: рынок-"толкучка" -- недалеко от трактира. Прохожие. Грузчики, плотники, Алешка, продающий последнюю пару сапог, не дает взаймы двугривенный: "Деньги самому до зарезу нужны".
Пепел -- грызущий подсолнухи. Разговор с плотниками и Пепел принципиально против работы -- реплика из Горького: "Ежели насчет работы -- так лошадь лучше вас: возит -- и молчит..."
Какой-то подозрительный тип передает Пеплу револьвер. Пепел видит приближающегося городового Медведева, толкает "типа", тот поспешно скрывается.
Проход Пепла по рынку. Его зазывают поклонницы-торговки. Васька отвечает небрежно, свысока: видно, что это здешний "лев", "первый любовник". Пепел проходит мимо Квашни, продающей пирожки и прочую снедь.
Лука -- странный человек -- спрашивает у Квашни, где бы переночевать. Квашня направляет его в ночлежку Костылева. Мальчишка -- за копейку -- показывает дорогу, ведет Луку.
2
Икона, лампада. Слышен шепот, глухие непонятные удары. Затем видно: это молится Костылев у себя в спальне. Огромная кровать. Сорочка Василисы, мешающая, отвлекает Костылева молиться -- скомкав, бросает ее.
Робко входит Наташа. Костылев, оборвав на полуслове молитву, набрасывается на Наташу: она помешала ему молиться. Наташа докладывает: новый постоялец пришел, место отвести надо. Костылев приказывает, чтобы это сделала жена: "Жене скажи". Наташа объясняет, что Василисы дома нет -- ушла куда-то. "Куда?" -- Костылев сразу забеспокоился.
Наташа спускается в подвал, в ночлежку.
3. В подвале
Появляется Лука, осматривается. Панорама: обитатели подвала -- татарин, двое пытавшихся обокрасть шарманщика и другие.
С нар встает Актер. "Быть или не быть? Роется в кармане --нашел гривенник: "Быть!" -- идет, пошатываясь, в кабак.
Кто-то его останавливает: "Актер, твоя очередь мести!" Актер заплетающимся языком отвечает: "Актер императорских театров такой-то даже на сцене полов не подметал!" Наташа говорит, что подметет за него. Реплика Актера: "Офелия, о нимфа!" Он уходит, чуть не упав на пороге.
Лука с сожалением смотрит на него: "Пропал человек!"
Сверху спускается Костылев. Требует документы у Луки. Беспокойно расспрашивает, где Василиса, где Васька, заглядывает в каморку Пепла. Обитатели ночлежки обмениваются ядовитыми замечаниями относительно Василисы и Пепла. Обозленный Костылев срывает зло на безответной Насте, называет ее дармоедкой, нищей.
Появляется Пепел: "Опять девчонку поедом ешь? Заткнись!" Костылев боится Пепла, это сразу заметно, он меняет тон на почти угодливый... уводит Ваську к нему в комнату, и там Пепел передает ему какие-то краденые вещи. "Ирод!"
4. Перед вечером
Крупно: голова девушки, объясняющейся в страстной любви некому принцу. Пауза. Девушка, а вместе с нею зрители ждут ответа ее собеседника-принца...
Аппарат переходит вниз -- видны сидящие кругом девушки -- Насти -- босяки. Видно также, что Настя читала книгу. Хохот босяков.
Подходит проститутка -- подруга Насти: "Настька, в трактир пойдем -- купцы приехали, заработать можно..." Внезапная трансформация Насти в проститутку: с грубыми ругательствами и жестами по адресу издевающихся над ней босяков, уходит с подругой.
Из дверей трактира выходит Алешка, с песней, с гармошкой. Встречает Настю с подругой, идущих в трактир. Алешка -- выпивши, сейчас -- ему надо выкинуть какой-то фортель. "А вот возьму сейчас лягу посредь дороги и никого не пущу!" Его подзадоривают: "Не ляжешь". Он: "А вот лягу!"
5. Едет коляска
В коляске -- разговаривающие Барон и Губернатор. Губернатор приглашает Барона к себе вечером. Барон занят: вечером -- свидание в "Медведе". -- "Любовное?" -- Барон со вздохом: "Деловое". Вместе с коляской мы въезжаем в толпу. Коляска замедляет движение.
Толпа раздается. Коляска остановилась: посреди дороги лежит Алешка, играет на гармошке и поет. Медведев пытается заставить Алешку встать, ругает. Алешка -- встать не желает...
Губернатор, рассерженный, просит Барона узнать, в чем дело. Барон подходит -- и видит: Медведев дал Алешке по зубам, на белой перчатке у Медведева -- кровь. Барон брезгливо Медведеву: "Что за манера -- бить!"
Настя, стоявшая в начале сцены на крыльце, проталкивается сквозь толпу -- и теперь она стоит уже около места действия и смотрит на Барона. Барон ее даже не замечает. Обращается к Алешке: "Ecoutez, Monsieur {Послушайте, сударь (фр.).}, вам же здесь неудобно..." Алешка, с которым в жизни так не говорили, ошалел от удивления -- и встает... Он садится в коляску, едут дальше.
Алешка повторяет, обращаясь к себе: "Monsieur!" Настя в восхищении смотрит вслед коляске, увозящей ее "принца" -- Барона.
6
Барон возвращается домой. Его встречает Петрович, <нрзб.> встревоженный, не пускает дальше передней: в следующей комнате сидит ростовщик-армянин Сарухан, не хочет уйти, пока не получит денег. Разговор полушепотом. Барон: "Скажи ему, скоро заплачу--женюсь. Сейчас еду на <нрзб.> с невестой. Скажи -- дочь X., <нрзб.> деньгах..." Петрович приносит Барону фрак в свою лакейскую комнату: Барон начинает переодеваться здесь. Сарухан в соседней комнате сидит, ждет.
Костылев спит. Рядом с ним -- Василиса. Она убеждается, что муж заснул. Освобождается осторожно из его объятий -- и подсовывает ему вместо себя подушку. Костылев, всхрапнув, прижимает к себе подушку.
Василиса торопливо одевается, берет спрятанный, очевидно, заранее узелок с вещами, на цыпочках выходит из спальни.
8. Панорама спящей ночлежки
Алешка, заснувший в обнимку с гармошкой. Настя, спящая после "работы", растерзанная, пьяная, с синяками... Где-то наверху -- огонек свечи и разговор вполголоса.
9
Пепел -- у себя в каморке. Он не спит. Готовит отмычки, револьвер.
Стук в окно. Влезает Василиса. Любовная сцена между ними. Вся любовная активность -- на стороне Василисы. Васька слегка пренебрежителен.
10
На верхних нарах, где помещен Лука -- он и Актер. Горит восковая свечка. Лука уверяет Актера, что есть теперь такие заведения, где лечат от пьянства. Под Москвой, например, на станции... как ее... В Актере загорается надежда снова стать человеком. Неужели опять настанет великий день, когда он выйдет на сцену и сыграет Гамлета? Лука: "А ты -- поверь!" Актер решает, что бросит пить и будет копить деньги на поездку в Москву.
11
Пепел и Василиса. Василиса с ненавистью говорит о муже: неужели сегодня наконец Пепел освободит ее от него? Если Пеплу удастся добыть денег... Она страстно обнимает Пепла. Пепел освобождается от нее: "Ладно! Ладно!"
Ему уже пора идти на "дело". Василиса умоляет его быть осторожным. Она уславливается с Пеплом, что будет ждать его на берегу, на их "камне".
12. Богатый ресторан
Метрдотель во фраке, румынский оркестр. Элегантная публика, офицеры, дамы.
Метрдотель и официанты -- обмениваются замечаниями по поводу Барона: похоже на то, что Барон расплатился с долгами. Один из официантов кидается в зал, подбегает к столу с букетом цветов.
За столом: богатый помещик Протасов с женой, их дочка -- провинциальная кисейная барышня -- и Барон. Барон заказывает шампанское. Барон официанту: <нрзб.> запиши!" Официант: "Слуш-с..." Затем приказывает принести для барышни цветов: "Запиши!" Официант: "Понимаю-с!"
Помещик приглашает Барона в имение -- "на правах будущего, так сказать, родственника...". Разговор о будущем. Помещик советует Барону бросить службу и заняться сельским хозяйством: "Лошади у меня, собаки -- увидите! А свиньи какие, йоркширы, настоящие". Реплики невесты -- о свиньях и поросятах. Барон фраппирован {Здесь: ошарашен (фр.).}.
Официант подбегает с шампанским в салфетке, наливает бокалы. Мамаша -- многозначительно: "Итак -- за будущее?" Барышня -- конфузится. Барон -- задумчиво: "За будущее?"
13
В полумраке виден силуэт: через открытый балкон влезает Пепел. Осторожно зажигает фонарик: он -- в столовой. На столе приготовлен холодный ужин. Пепел начинает шарить в ящиках столов, из буфета берет и прячет в карман ложки. Пробирается в другую соседнюю комнату -- спальню. Там находит на ночном столике золотой портсигар --поспешно сует в карман. Начинает вскрывать отмычкой ящик-бюро.
Вслед за его исчезновением появляется Барон. Садится в кресло -- на "фомку" Пепла. Вынимает револьвер из стола. Осматривает комнаты.
Встреча его в ванной с Пеплом. Приглашение на ужин.
14
На улице перед домом -- ночной сторож и подошедший к нему полицейский. Сторож сообщает, что, кажется, через балкон в дом влез громила. "Влез -- так вылезет. Подождем", -- хладнокровно замечает полицейский.
15. Ужин Барона с Пеплом
Пепел ведет "светский" разговор. Барон -- о том, что и его жизнь невеселая: завидовать нечему...
Пепла ждет "дама" -- Василиса (реплика Барона). Пепел уходит, заручившись обещанием Барона не выдавать его полиции.
Прощаясь, Пепел вдруг вынимает из кармана серебряные ложки и сконфуженно возвращает их Барону. Барон хохочет и дарит Пеплу часы "на память о встрече", любезно благодарит. Выпускает Пепла через парадную дверь. Пепел освещает фонариком карточку на двери: "Барон Z., чиновник особых поручений при Губернаторе".
16
Когда Пепел, оглядываясь, выходит из дома и идет дальше, из тени, из-за угла отделяются два силуэта -- ночной сторож и полицейский. Они осторожно следуют за Пеплом.
17. Берег реки
Василиса -- в нетерпении ожидающая Пепла. Наконец -- его шаги. Она кидается ему навстречу: "Ну? Что?" Пепел: "Не вышло..." Василиса явно подавлена неудачей бегства. А Пепел -- в превосходном настроении после своей авантюры. Он рассказывает Василисе о знакомстве со "смешным бароном", об ужине, о его обещании -- не выдавать. Показывает оставленный "на память" золотой портсигар Барона.
Сверху с берега заглядывают трое полицейских. Спускаются вниз.
Как только Пепел видит их -- ему ясно все. Шепнув Василисе: "Выдал Барон, сволочь! Беги!" -- он толкает Василису. Та спасается бегством. Пепел поспешно бросает в реку сверток с воровскими инструментами и револьвер.
Схватка Пепла с полицейскими. Он разыгрывает невинного. Но полицейские находят у него портсигар Барона. Пепел уверяет, что это -- подарок. Полицейский хохочет: "Подарок? Тащи его в участок!"
18
Василиса, уже раздевшаяся, с узелком в руках, входит в спальню. Костылев спит. Василиса секунду стоит над ним с явно написанной на лице ненавистью, готовая удушить его. Старик шевелится, бормочет что-то.
Василиса со злостью засовывает узелок под кровать, ложится рядом с мужем...
19. Утро. Камера в участке
Дверь с решеткой. За дверью арестованные -- поют "Солнце всходит и заходит".
Городовой подходит к двери, вызывает Пепла: к нему пришли. Пепел расталкивает арестантов, пробирается к двери. И видит через решетку: Наташа с узелком. Пепел удивлен.
Пепел спрашивает о Василисе: что она? где? Наташа отрывисто, почти грубо отвечает, что сестра с утра ушла в город. Стоит, не глядя на Пепла. Затем молча просовывает ему узелок. Пепел: "Это что? Василиса прислала?" Наташа молчит. Пепел развертывает передачу -- сахар, чай, табак -- ничего не забыто. Спрашивает Наташу тихо: "Неужто ты вора Ваську Пепла пожалела? А?" Наташа сердито: "Пожалела -- не пожалела... А тебе не все равно? Бери, ешь!" Она уходит.
"А хорошая девка!"
20. Кабинет Барона в канцелярии Губернатора
Барон и молодой чиновник. Из их короткого диалога выясняется, что в распоряжении Барона -- какие-то казенные суммы. Барон вынимает из несгораемого шкафа нужную сумму и отдает.
Голоса, шум за дверью.
21
Василиса, разъяренная, пытается пройти к Барону, ее не пускают. Она, оттолкнув курьеров, врывается в кабинет Барона.
22
Барон изумлен этим появлением. Еще более тем, что эта незнакомая женщина начинает его упрекать в нарушении данного слова. Видно, что эта женщина -- сейчас еще более красива в своем гневе -- заинтересовывает Барона.
Василиса объясняет, что речь идет о Пепле. На вопрос Барона, почему она интересуется судьбой Пепла, Василиса -- после секундной паузы -- отвечает, что это ее брат. (Василиса уже заметила интерес Барона к себе.)
Барон обещает, что он сделает для Пепла все, что может. Сегодня вечером он, вероятно, будет знать результаты. Если Василиса может, пусть вечером в 8, в 7 зайдет к нему домой на квартиру -- она, вероятно, узнает, что Пепел на свободе. Если Барона не будет дома -- ей будет оставлена записка у слуги.
23
Барон провожает Василису. Василиса гордо проходит мимо тех самых курьеров, которые не пускали ее. Один из них о чем-то спрашивает Барона -- тот смотрит вслед Василисе и настолько увлечен этим, что даже не слышит обращенного к нему вопроса.
24. Комната в квартире Костылева
У Костылева сидит Сарухан. Костылев вытаскивает из секретного ящика в шкафе часы, портсигары, кольца. Сарухан пришел покупать все эти веши. Торгуются. Сарухан просит добавить еще что-нибудь: наверное, у Пепла есть.
Входит Наташа -- с самоваром. Сарухан явно забыл все: уставился на девушку. Костылев торопливо прикрывает вещи и приказывает Наташе позвать Пепла. Наташа отвечает, что его нет. "Где ж он?" Наташа: "В тюрьме". Костылев, явно перепугавшись, вскакивает. Наташе: "А ты откуда знаешь?"
В этот момент на пороге появляется Василиса. Она слышит ответ Наташи, что Наташа сама видела Пепла -- носила ему утром передачу. Наташа направляется к двери. Сарухан идет за ней, не спуская с нее глаз. Когда она вышла, Сарухан спрашивает Василису: "Это что у вас за девочка? Хорошая девочка!" Василиса -- резко: "Это не девочка, а моя сестра". Выходит.
Сарухан, оставшись вдвоем с Костылевым, отодвигает все отобранные вещи: он теперь и даром не возьмет их, он боится -- Васька на допросе все расскажет о том, что Костылев скупает краденое...
Костылев совершенно растерялся, не знает, что делать, куда сбыть краденые вещи. Сарухан советует ему нынче же вечером ехать в Казань, там есть приятель у Сарухана, который все купит: тут продавать опасно.
25
На ступенях лестницы Василиса догоняет Наташу и бешено набрасывается на нее: "Ты что же, передачу ему носишь? Амуры с ним затеяла? Ах ты, стерва!" Хватает ее за волосы и рывком сбрасывает с лестницы.
Наташа, поднимаясь, плачет. Василиса идет назад по лестнице.
26. Комната Костылевых
Василиса входит как раз в тот момент, когда Сарухан собирается уйти. Прощаясь с Василисой, он многозначительно говорит ей: "Сестре кланяйся. Большой интерес к ней имеем..."
Костылев приказывает Василисе собрать багаж: он едет по делам в Казань. Василиса: "Надолго?" Костылев -- ядовито: "Не беспокойся: я вернусь, а Васька твой еще сидеть будет..." Он уходит в спальню, Василиса зло смотрит ему вслед с ненавистью.
У стены -- столик. Пристав допрашивает Пепла. Пепел держится спокойно, нагло. Он утверждает, что был в гостях у Барона. Пристав, конечно, не верит -- хохочет. Одна из основных улик -- именной портсигар Барона. Пристав припирает Пепла к стене, читает надпись на портсигаре. Ироническая реплика Пристава относительно портсигара. Пепел первый раз смущен, он молчит.
Появляется курьер из канцелярии Губернатора и передает Приставу письмо. Пристав читает письмо вслух. В письме Барон заявляет, что портсигар Пеплу он подарил -- при каких обстоятельствах -- неважно.
Оба, и Пристав, и Пепел -- удивлены.
Пепел немедленно обретает свою обычную наглость. Когда Пристав объявляет ему, что он свободен -- Пепел требует назад "подарок" Барона и великодушно предлагает Приставу папиросу...
28. Спальня Барона
Барон одевается -- с помощью Петровича. Он поглядывает на часы: уже около 8. Спрашивает Петровича: никто не приходил в отсутствие Барона? Петрович отвечает, что никто --кроме горничной от Протасовых: напомнить, что Барона ждут к ужину.
Петрович счастлив, что они с Бароном, наконец, вылезут из долгов, заживут по-человечески. Спрашивает Барона: "Приданого-то сколько?" Барон, завязывая галстук: "Тысяч сто". Петрович: "А барышня-то хорошая?" Барон: "Я тебе говорю: сто тысяч..."
Звонок. Барон встрепенулся, торопливо кончает завязывать галстук, приказывает Петровичу открыть. Петрович бежит.
29. Передняя в доме Барона (неправдоподобно)
Петрович всячески старается выпроводить Василису. Но появляется Барон и чрезвычайно любезно приглашает Василису пройти к нему в кабинет. Петрович не верит ушам, пытается что-то сказать Барону. Барон прерывает его приказом:
"Приготовь чаю." Новая попытка Петровича напомнить, что Барона ждут -- Барон уже строго повторяет свой приказ. Вместе с Василисой они проходят в кабинет Барона.
30. Кабинет Барона
Барон сообщает Василисе, что он все сделал, чтобы "ее брата" освободили. Василиса благодарит и хочет уйти. Но Барон удерживает ее: у него еще есть время, он с удовольствием выпьет с ней чаю. Василиса соглашается: в другой раз ей это было бы нельзя, но сегодня как раз муж уехал, она свободна. Она начинает кокетничать с Бароном, пуская в ход свои женские чары: она видит, что Барон ею явно заинтересован. Но одновременно и смущен, не знает, как держаться, ходит по комнате. Василиса, играя глазами: "Что ж вы ходите этак? Садитесь". Барон садится. Василиса, обещающе улыбаясь: "Поближе, не бойтесь -- не укушу".
31. В ночлежке. Вечер
Алешка выставил бутылку водки. Кругом сидят обитатели "дна", играют в карты и поют. Предлагают выпить Актеру, подходит, берет стакан -- и ставит назад: он уже три дня не пьет, он копит деньги -- он скоро едет в Москву, лечиться.
Настя за занавеской, при свечке, читает вполголоса свой роман.
Лука слезает со своих нар: "Дух <нрзб.>, душно, он хочет выйти наружу".
Луна. Из подвала слышно пение. На груде сложенных бревен сидит Наташа, пригорюнившись. Гладит собаку.
Выходит Лука, подсаживается к Наташе. Начинает разговор с нею.
33. Кабинет Барона
Чай уже выпит. На столе -- бутылка с ликером. Василиса не пьет, пьет Барон, наливает себе -- снова пьет. Видно, что он уже с трудом владеет собой, с трудом удерживается от того, чтобы не обнять Василису. Василиса разжигает его, прислоняется к нему плечом.
Василиса, продолжая разговор, говорит, что она была бы счастлива уйти от нелюбимого старика-мужа, он ей противен, это скряга, для него деньги -- все. Если бы у нее были деньги --она могла бы откупиться от него и уйти...
Барон, уже совсем опьяненный Василисой, волнуясь, говорит, что если дело только за деньгами, то это -- пустяки...
Петрович, набравшись храбрости, просовывает голову в дверь: "Барин, одиннадцатый час уж, ждут ведь вас у Протасовых..." Василиса хочет уйти. Барон, молча схватив ее за руку, усаживает и выходит в переднюю к Петровичу.
34. Передняя у Барона
Барон приказывает Петровичу немедленно идти к Протасовым и передать тем, что он, Барон, болен и ужинать не придет.
35. На дворе ночлежки
Продолжение разговора Луки с Наташей. Лука: "Так, значит, это из-за Пепла тебя сестра побила? И ты его тоже любишь?" Наташа с возмущением возражает: она -- любит Пепла? Да она еще с ума не сошла, чтобы связываться с этим вором, бабником.
Вдруг она замолкает, ее лицо принимает совершенно другое, радостное выражение. И она говорит -- нежно: "Вася!"
Перед ней стоит только что вернувшийся из тюрьмы и вышедший во двор Пепел. Наташа, спохватившись, сейчас же меняет тон -- на свой обычный, резкий по отношению к Пеплу.
Пепел узнает от нее, что Костылев уехал, а Василисы нет дома. Реплика Пепла: "Нету? Ну, и слава Богу!"
Лука уходит, нарочно оставляя Пепла и Наташу вдвоем.
Пепел просит разрешения присесть. Наташа резко отвечает: "Бревно велико, садись, мне что..." Пепел садится на другом конце бревна.
36. Спальня Барона
Василиса -- уже в дверях, уходящая. Барон страстно обнимает, целует ее. Василиса: "Довольно! Мне надо идти". Барон спрашивает: "Так, значит, завтра? Ты придешь? Не обманешь?" Василиса: "Я-то не обману, а ты -- не обманешь? Достанешь деньги?" Барон уверяет, что деньги будут -- и уж больше он не отпустит ее к мужу.
Василиса уходит.
Пепел и Наташа. Пепел -- уже рядом с Наташей. Наташа: "Да уйди ты!" Пепел: "Уж и посидеть с тобой рядом нельзя!" Наташа резко: "Это ты уж лучше к Василисе подсаживайся!"
В это время во двор вошла Василиса, она слышит последние реплики. Наташа увидела Василису -- вскакивает и убегает.
Василиса подходит к Пеплу. Следует сцена между ними, где Василиса упрекает Пепла: она для него старалась, бегала, выручала его из тюрьмы, а чуть она за дверь -- он за Наташей волочится. Пепел: "Я не волочусь за ней, а... другая она, не такая, как мы с тобой: чистая... С ней посидишь -- и сам лучше становишься". Эта фраза как раз показывает Василисе, что Пепел очень серьезно относится к Наташе. Василиса с горечью говорит, что у нее скоро будут деньги, она рассчитывала наконец уйти отсюда с Пеплом. "Что ж, значит -- не пойдешь со мной?" Пепел -- задумчиво: "Не знаю... Дай день-другой подумать..." Василиса: "Ах, так? Ну, что ж, совет тебе да любовь с Наташей! А уж я постараюсь -- тебе приданое приготовлю!" {Использовать диалоги из пьесы Горького.}
Она уходит в ночлежку.
38. Ночлежка
Василиса, разъяренная, врывается в ночлежку.
Алешка, наигрывая на гармошке, импровизирует песенку, намекающую на охлаждение Пепла к Василисе. Это приводит Василису в еще большую ярость. Она набрасывается на всех: зря свет жгут, грязь развели...
Актер останавливает ее и заявляет, что ему все надоело, но, к счастью, завтра-послезавтра он уходит отсюда. Василиса предлагает ему сначала расплатиться за квартиру. У Актера -- деньги есть, он расплачивается и объясняет, что едет в Москву -- лечиться от алкоголизма: под Москвой санаторий есть, там алкоголиков лечат, Лука сказал. Василиса начинает злобно хохотать: "Это как раз для тебя место! Ты знаешь, что там за санаторий?" И на вопрос Актера объясняет, что там -- сумасшедший дом.
В глазах Актера -- ужас. После паузы он повторяет только, совершенно убитый: "Сумасшедший дом!" Fondu.
43. Окошко конторы
В конторе нанимают грузчиков. Очередь. Перед носом у одного из кандидатов окошко захлопывается: комплект заполнен.
Неудачник поворачивается -- мы узнаем в нем уже успевшего обрасти щетиной Барона.
44-46
Несколько enchaînés {Здесь: следующих друг за другом кадров (фр.).} -- сцены дальнейшего "спуска" Барона.
47. Extérieur
Любовная сцена между Пеплом и Наташей. Пепел (по Горькому): "Может, оттого я вор, что другим именем никто никогда не назвал меня... Назови ты, Наташа?" Пепел решает бросить прежнюю жизнь и начать работать.
48. Канцелярия Пристава
Пристав и Костылев. Пристав предупреждает Костылева, что его связи с преступным миром вышли наружу, Костылеву грозит опасность.
49. érieur
Барон проигрывает заработанные деньги, его положение безвыходное. Встреча с Пеплом -- Пепел выручает его: ведет в ночлежку.
50. Ночлежка
Прием Барона в ночлежке, насмешки. Сцена с Настей. Встреча Барона с Василисой.
51. Двор
"Так? Ну, ладно!"
52. У Костылевых
Перепуганный Костылев после свидания с Приставом совещается с Василисой. Василиса высылает из комнаты Наташу и говорит мужу, что у нее есть одна мысль -- как задобрить Пристава...
53. Комната Пепла
Наташа, Пепел, Барон. Пепел, уходя на поиски работы, поручает Наташу Барону.
Василиса уходит от Пристава. У них уже что-то решено.
55. У Костылевых
Василиса с мужем пригласила Наташу для серьезного разговора. Усаживают ее. Внезапная перемена обращения с ней.
Наташе сообщают, что Пеплу грозит тюрьма, а может быть, и Сибирь. Наташа может спасти его -- его судьба сейчас зависит от Пристава. Она должна пойти к Приставу...
56
57. Ночлежка
Барон и Наташа. Признание Наташи. Она уходит.
Сцена между Бароном и Василисой, Костылевыми. Барон возмущен. Василиса выгоняет его из ночлежки за то, что он путается в чужие дела. Реплика Луки вызывает то, что вместе с Бароном Василиса выгоняет и Луку. Куда идти? Они устраиваются в бане на дворе.
58. Квартира Пристава
59. Ночлежка
Радостное возвращение Пепла: он нашел работу, он вернулся, чтобы взять Наташу и уйти с ней. Где Наташа?
60. У Костылевых
Пепел и Костылев. Костылев злорадно сообщает Пеплу, что Наташа в его отсутствие -- "получше кавалера нашла" -- Пристава.
Пристав подвыпил. Сцена между ним и Наташей -- апогей сцены. Врывается Пепел. Скандал, избиение Пристава Пеплом. Пепел оскорбляет Наташу. Наташа убегает, пробуя догнать Пепла, зовет -- он не откликается, ускоряет шаги.
62. Ночлежка, двор
Возвращение разъяренного Пепла. Неожиданная встреча с Бароном. (Барон живет в сарайчике.) Пепел жалуется ему на женщин: он больше не верит в них. Барон все открывает Пеплу -- как вышло, что Наташа оказалась у Пристава.
Разъяренный Пепел бросается наверх к Костылевым, оттолкнув Барона, пытающегося его держать.
Пристав, взбешенный, берет с собой полицейских, отправляется.
64. Ночлежка
Дикий шум сверху. Взбудораженная ночлежка. Вбегает Барон.
65. У Костылевых
"Убил!" -- выбегает на двор. Василиса украдкой бросает утюг в угол бани.
66. Двор
Врывается вся ночлежка. Все стараются спасти Пепла, говорят, кричат ему: "Беги!" Пепел стоит окаменелый. Сцена между ним и Наташей, он просит у нее прощения: он сам уверен, что он -- убийца. Появляется полиция.
67. Двор, баня
Василиса, Барон, боящийся встречи с полицией и желающий предупредить Луку, вбегает в баню.
68
69. Баня
Барон проклинает себя, что сказал все Пеплу и этим довел его до убийства. Лука: "Да он ли убил?" Вытаскивает спрятанный Василисой утюг. Барону теперь все ясно: схватив утюг, он бросается к толпящимся во дворе ночлежникам.
70. Двор
Барон кричит ночлежникам, что убила Василиса -- показывает утюг. Вместе с ними бежит наверх, к Костылевым.
Полицейский (оставшийся). Барон, Лука, ночлежники тащут Василису вниз. Наташа...
72. Улица
73. В участке
Вся орда, ворвавшаяся в участок, требует ареста Василисы и освобождения Пепла. Василису арестовывают, но Пристав категорически отказывается освободить Пепла.
Толпа бушует, хочет освободить Пепла силой. Пристав приказывает стрелять. Бунт перекидывается в камеру. Революционные возгласы. Пепел предупреждает кровопролитие: просит толпу разойтись: он теперь за свою судьбу спокоен. Благодарит Барона. Толпа начинает расходиться. Остается только Наташа.
Последняя сцена между Пеплом и Наташей -- через решетку окна -- Наташа будет ждать Пепла.
"Проходи, проходи -- пока цел!" Затем приглядывается к Барону: "Что-то мне твоя морда знакома? Где я тебя видал?" Барон: "А ты мне один раз -- после бала у Губернатора -- пальто подавал..."
Ошарашенный Пристав стоит, не найдя что сказать. Барон уходит.
1935
* * *
... же секунду! С тобой у меня разговоры короткие -- сейчас свисток дам! (Подносит свисток к губам.) Ну, вон!
(молниеносным движением вырывает у него свисток). Наташа, уходи, мне с ним поговорить надо.
Наташа. Ты какое имеешь право? Я не жена тебе... и не Василиса...
Пристав Да ты какое, в самом деле, имеешь право? Ты как смеешь своими грязными воровскими руками ее касаться? Ты куда--в тюрьму ее за собой увести хочешь? Прочь руки, бродяга! Кот! У Василисы...
Пепел (еле сдерживаясь). Замолчи!
Пепел. Лжешь! (Развернувшись, бьет Пристава так, что тот падает. Хочет встать -- Пепел ударяет его еще раз. Грубо схватив за руку, тащит Наташу к выходу.)
Наташа. Пусти! Больно!
Пепел. А мне -- не больно? Молчи!
Пристав выскакивает из кабинета, закрывая лицо платком. Кричит официантам, показывая на Пепла.
Пристав. Держи его! Хватай его!
Официанты и несколько человек из публики кидаются к Пеплу. Он опускает руку в карман -- кажется, сейчас вытащит револьвер.
Пепел Ни шагу дальше! На месте уложу!
Бегущие останавливаются. Пепел подхватывает на руки Наташу и исчезает с ней в темноте за воротами сада.
На берегу реки.
Наташа Вон ты какой!
Пепел (резко). Да! такой!
Пепел. Еще и не того дождешься! Смотри, Наташка, я тебя скорее своими руками убью, чем на эту дорогу пущу.
Наташа. "На эту дорогу!" А какая же у меня еще дорога есть -- кроме этой? Разве это -- следом за Анной -- на тот свет?
Пепел. Нет, не за Анной.
Наташа. А за кем же еще?
(после паузы). За мной!
Наташа. За вором? Это ты меня куда же -- в тюрьму поведешь?
Пепел. А может, Наташа, оттого я вор, что иначе, как вором, никто в жизни не назвал меня. Попробуй ты меня назови. Назови, Наташа, а? Поверь мне, попробуй!
(не глядя). А если... если я поверю?
Пепел (в ажитации -- Наташа, вот те крест: воровство -- и всю эту грязь -- все брошу! Уедем с тобой -- все равно куда, только отсюда подальше... Я работать начну. Я -- слесарь хороший, грамотный, руки крепкие. А если... если ты у меня на руках будешь -- так они у меня еще вдесятеро крепче станут, я ими горы сворочу -- только ты поверь мне! Мне только одно слово от тебя надо... ну, скажи, скажи мне!
Наташа (неожиданно). Дурак ты, Пепел!
(изумленно). Это почему же?
Наташа. Где глаза у тебя?
Пепел. А что?
Пепел. Говори! Говори! Да говори же! (Трясет ее.) Говори, слышишь?
Наташа. Не скажу... пусти! Когда-нибудь... после...
Наташа. Да...
КОММЕНТАРИИ
Публикуется впервые по рукописи, хранящейся в Бахметевском архиве Колумбийского университета.
Рукопись представляет собой один из вариантов сценария кинофильма, доработанного Жаком (Яковом) Компанейцем и затем снятого во Франции режиссером Жаном Ренуаром в 1936 г. По рукописи видно, как Замятин стремился приспособить пьесу М. Горького для кинематографа и в то же время сделать ее сюжет и персонажей более близкими и понятными французскому зрителю.