• Приглашаем посетить наш сайт
    Прутков (prutkov.lit-info.ru)
  • Блокноты. Часть 5

    Часть: 1 2 3 4 5 6 7 8 9
    10 11 12 13 14 15
    Комментарии

    5

    В пивной.

    Рабочий -- темный, заскорузлый, глаза -- маленькие, голубые, с острыми зрачками. Разговор.

    1. Верю ли я? Идет много слонов к далекой поляне, по пути -- колючки, болота... Какие -- гибнут. Но последний слон дойдет. Я хочу быть этим последним слоном...

    2. Только "сейчас"? А завтра -- "проснусь"? Это неважно. Важно, что эта мысль живет где-то. А проснусь я там на полянке, когда эта мысль воскреснет.

    3. ... Только не надо быть трусом. Шире! Глубже! Во все заглядывать. Не только в пивную...

    4. Верю в людей. Люби людей, люби эту маленькую землю. Помогай ей вертеться и не сойти с оси. Ты любишь мать? Так люби и то, откуда она произошла.

    5. Когда я потеряю веру, то стану не от мира сего.

    6. Ты, если не веришь, не имеешь права жить на земле.

    7. Я тебя всегда найду.

    Специалист по снятию колоколов. Сын попа, Мишка Покровский. Коммунист.

    Снимали колокола в Угличе, в монастыре. Собралось народу несметно, просят:

    -- Мишка, позвони последний раз!

    Мишка грянул (звонарь был замечательный -- попович), звонил час -- и "перевод", и полиелей, и пасхальный. Народ плакал. Потом Мишка смахнул колокола вниз...

    Братья, жившие в одном доме, поссорились.

    Баня и бабы. Поссорились в колхозной бане, одна -- другую кипятком. В результате -- две партии, бой, раненые.

    Голод на Волге.

    В одной волости -- ели лепешки из конского навоза. В другом селе -- распарили и съели резиновую калошу, забытую американцем.

    Только что павшую лошадь -- еще теплую -- ели сырьем.

    Прошлогодние листья -- деликатес...

    Вокруг стоит голая, черная роща: всю кору содрали и съели.

    Копыта --...

    Представленные списки американцы могли удовлетворить на 30%:

    Приносили в контору руки и головы съеденных людоедами...

    На носилках -- в столовую притаскивали больных тифом...

    Голодный зеленый блеск глаз. Взрослые умирают: кормят в первую очередь детей.

    Голод.

    Каша из ольховой коры.

    Лошади могли везти только по 5 пудов.

    Могилы кругом города -- где попало...

    -- Я не имею права умирать, -- собрала все силы...

    Голодные двинулись, ордами. Исход из Египта... Слухи о "хлебных" Туркестане и Ташкенте -- туда. Кордоны.

    Везут хлеб, добыли. Осмотр на станции, хотят отобрать мешки. Вой на платформе. Легли на рельсы бабы -- и она, тоже везшая мешок муки для детей -- легла...

    Засуха. Земля трескается -- трещины в аршин глубиной.

    Пожары, поджоги. Очереди за водой.

    Новые нищие.

    О критике.

    Есть критики-художники: они пишут художественно, т. е. они пишут рассказы и повести, где действующие лица -- книги или авторы. Следовательно, они не критики: они -- беллетристы. Настоящим критиком может быть только тот, кто пишет антихудожественно: это -- наследственная привилегия критиков-публицистов.

    Благоразумный франсовский пес Рикэ учил: "Поступок, за который тебя накормили или приласкали, -- хороший поступок; поступок, за который тебя побили, -- дурной поступок". Чем дальше человек от Рикэ -- тем ближе он к обратному правилу: "Поступок, за который тебя накормили или приласкали, -- дурной поступок; поступок, за который тебя побили, -- хороший поступок". Не будь критиков -- как бы мы знали, какие из наших литературных поступков хорошие и какие дурные?

    "Мы -- вовсе не врачи: мы -- боль" (Герцен).

    Только дураки думают, что надо истребить гусей, чтобы взять Рим.

    Деревня. Мальчишка деревенский -- другому:

    -- Ванька, иди домой скорея, там шпикулянты из прочих держав пришли.

    Это были голодные с Поволжья -- пришли в скопскую деревню.

    Старуха всех называет: "доченька", "сыночек". Своих нет.

    -- Пшона хоть пригоршоночку дайте...

    Бараниха Тимофеевна.

    Молоко в ночном горшке.

    Воробьи, малиновки, иволги, лягушки -- целый день за окном. Целый день вокруг дома -- [топот,] сеть из щебета, чириканья, свиста...

    "Медведь -- он все ничего-ничего. А как растревожишь его, взревет да пойдет ломать! Только держись!"

    Бычок -- "Василий Красивый".

    "Цена билету -- 5 яиц".

    Баба:

    -- Ты думаешь, как ты в галифях ходишь, так мы тебе их не спустим? Спу-устим!

    Слух прошел, что в соседней деревне появился "тайный агент". Так сам о себе и говорит:

    -- Я -- тайный агент.

    Ну, а когда узнали, что и весь агент-то Матрены Кривой сын -- Федька Шелуха... Так и бумагу ему написали:

    "Федьке Шелухе..."

    В раны кладут табак, деготь, керосин, колесную мазь. Больных возят к "волшвам".

    Умирают спокойно, деловито. И никто -- ни умирающие, ни зрители. Старуха:

    -- Дай-ка, дай-ка сюда кофту-то, тут заплатка сзади. Ну, ничего: буду лежать -- так на спине не видать будет.

    Дочь:

    -- Ты бы, мамка, платок-то с собой постарее взяла. Мать:

    -- Нет, ты уж мне не перечь: желаю в этом...

    -- Кушай, жадобный,

    Печь с белым и теплым животом...

    Плесень по телу пошла.

    От нее пахло сметаной...

    "Наловил комиссаров на уху" (ершей).

    "Таконько вот..."

    Согнутый, как гвоздь, старик: неладно хватили молотком по гвоздю -- и уж так он будет всю жизнь нелепо торчать и за все цепляться.

    "Ввиду недостатка топливного кризиса".

    Старуха -- о замужестве:

    -- И-и, вот ишшо -- стану я одеяло-то поганить!

    "Клавиатурное сопрано".

    Дед -- Михайло Сундук, сын -- Сундуков, внуки -- Сун-дочковы.

    Петербург.

    Приехал в Питер. Все ходил-ходил -- ничего... Против Северной гостиницы остановился, ахнул и стал пальцем окна считать. Пересчитал, помножил в уме, сколько стекол и сколько стоит...

    -- Да что это вы? Еще больные не все вылезли...

    Священник просит милостыню.

    Лимонные фасады на сине-сиреневом фоне неба в июньскую ночь.

    Дома из прозрачного цветного фарфора: светло-серого, бледно-зеленого.

    В белую ночь -- каменная, вымощенная пустыня -- площадь Главного Штаба.

    В белую ночь -- в огромных окнах Зимнего Дворца -- розовые пятна зари.

    Монастырская галерея какого-то старого Гостиного Двора.

    Мрачные Биронные дворцы на зачумленном острове (Тучков буян).

    Отражение колонн в воде.

    -- янтарные, прозрачные колонны Адмиралтейства.

    В гости ходили к "86-му году, к Гелиосу": в домах, где свет был от Бельгийской станции -- электричество не горело...

    В Летнем Саду -- "Праздник белой ночи". Ленторгсин. С <нрзб> Роза Риски -- мулатка, коммунистка.

    На трамвае:

    -- Да вы что это в самом деле -- буржуй вы эдакий: на двух ногах стоит). На одной-то не можете?

    В Петербурге многие в квартирах отыскивали клады.

    Трамвайные столбы -- пизанские башни...

    "Он всегда -- даже когда шел один -- шел процессией".

    "Глыбокоуважаемому Арсению Арсеньевичу".

    Портрет возлюбленной в шкафчике

    Типы.

    Ремизов. Лицо -- гармошка, которую кто-то растянул вниз и вверх; удивленные брови; клином борода, нос -- длинный, вытянутый.

    Судья. Глаза -- в соусе. Выдумывает про себя истории с женщинами, шепчет их на ухо соседу.

    Учитель. Боится женщин как огня. Про него рассказывают, что у него -- плесень пошла по телу: жил в сырой квартире, и как на хлебе пошла плесень, и так все заплесневело, что куда уж там. Приговаривает:

    -- Нет уж, что уж... Да нет уж...

    Букет с записочкой:

    "В знак неведомых отношений".

    ... Назначили ревтройку из 11 человек.

    ... Он никогда не стоят, а всегда приблизительно падал.

    -- Скажите, доктор, а как вы думаете, если съесть... А бывает температура 60°? Мне рассказывали...

    Доктор:

    -- Термометр был испорчен...

    (Сынишка через месяц помер.)

    Художественники. На островах. С полицейским пьяные. В одной руке у полицейского -- бутылка, в другой -- окорок:

    -- Ты -- буфет-автомат, [нрзб] -- понимаешь?

    Опускают ему монеты за пазуху...

    Белый слон, который был на самом деле...

    "Подкидыш".

    "Операция" -- M. M. Климову ("блин застрял").

    Кашира. Закрыли собор. Очередь причащающихся последний раз, как перед светопреставлением.

    Отравилась, отравила детей -- обыск продолжается...

    Председатель комиссии напихал в карманы, в рукава...

    В селе, бабы вечером:

    -- Пойдем к Аксинье-то?

    -- Пойдем.

    Приходят. Сумерки. Усаживаются вкруг и воют, причитают.

    Лошадь вешают, чтобы получить страховые. Лошадь выгнали на дорогу, на хвосте записка:

    "Бери, кто хочет..."

    В Кашире -- 15 руб. крестьянская лошадь, 50 -- рысак...

    В Коломне -- все врачи, 150 человек, поступили в партию.

    Кулаки постановили: отслужить молебен за папу (римского).

    Портрет Ленина в лучах.

    "Печать -- только свободная; прочая запрещена".

    (1918.) Отслужили молебен; пришли к помещику: -- Ты барин хороший, мы все знаем, а уж прости -- придется тебя повесить, нельзя иначе...

    Рассказ В. Н.

    "Мадонна" Рафаэля да Лоретто. Ее должны были выдать Франции при Наполеоне: надули, выдали копию -- торжество. В Лувре повесили. А оригинал -- в одном монастыре. Позже Наполеон нашел ее там и, считая копией, подарил Жозефине Богарнэ. Жозефина вышла за Демидова (?). "Мадонна" попала в Россию. "Мадонна" у Авроры (сестра Эмилии, о которой Лермонтов). Аврора -- роковая женщина -- 6 мужей, все умерли. Красавица, вдова. В нее влюбился Николай I и запретил ей выходить замуж. Она все же вышла за Григория Карамзина и была выслана в Сибирь. Взяла с собой обстановку одного из петербургских домов -- и "Мадонну". Григорий Карамзин был взят на войну и убит. Аврора кончила жизнь в мраке и тоске, в Сибири...

    В 1927-6 годах ученый [нрзб] нашел где-то в Нерчинске доску, переброшенную через канаву (с нечистотами из хлева). На доске -- какое-то изображение. Это была расколотая надвое "Мадонна".

    Сюжеты.

    Рассказы.

    "Грибок"

    Артист --

    Приговор -- доктор на голоде.

    Эпимах. Иоконга.

    Обезьянье войско -- фантастический.

    Гражданка Копейкина -- убийство.

    Михаил Исавыч -- бывший помещик.

    Налет -- новогодняя встреча, открытая дверь в квартиру.

    "Последний день"

    Гибель "Надежды"

    Покойница -- старуха, получила для себя похоронное пособие.

    В подвале -- вроде "Потопа".

    Пустыня -- Сибирь. Нужно перейти безводную пустыню, чтобы спастись. Женщина среди 2-3-х. Она сходит с ума; если ее вести с собою -- все погибнут. Устраивают нечто вроде суда. Приговаривают ее к расстрелу; расстреливают. Среди судей -- муж и любовник.

    Блокнот изготовлен на фабрике им. Клары Цеткин в Гомеле.

    С. 66. Разговор. -- Над записанным далее разговором Замятин, очевидно, думал уже давно (см. предыдущие записи). Здесь он уже приобретает законченную форму, в которой воплощены не только мысли будущих персонажей, но и, несомненно, самого автора.

    ... и полиелей... -- Полиелей -- составная часть чинопоследования, воскресной или праздничной службы; состоит из торжественного песнопения, чтения Евангелия и Псалтыри.

    Голод на Волге. -- Характерные для дореволюционной России периодические засухи и другие природные катаклизмы часто приводили к голоду населения. Лев Толстой посвятил целую книгу борьбе с голодом в России. В послереволюционной России самыми трудными в этом отношении были 1921--1922 гг. Предшествующие годы войны, революции, Гражданской войны значительно разрушили сельское хозяйство. Грандиозная засуха 1921-1922 гг. поразила 35 губерний. Люди двинулись на юг, где, по рассказам, был хлеб. Писатель Александр Неверов опубликовал роман "Ташкент -- город хлебный" (1923), ярко отобразив события тех лет. В блокнотах Замятина также нашли отображения отдельные моменты этой всероссийской катастрофы.

    С. 67. ... пес Рикэучил... -- цитируется XI параграф новеллы А. Франса "Мысли Рике" (1900), представляющей собой пародию на свод прописных человеческих истин, изрекаемых здесь псом Рике.

    С. 68. "Мы -- вовсе не врачи..." -- Замятин цитирует высказывание А. И. Герцена из "Письма второго" (1862) цикла его статей "Концы и начала", публиковавшегося в "Колоколе". Герцен в своем письме размышлял о судьбах и роли писателя в России.

    ... истребить гусей, чтобы взять Рим -- реминисценция по поводу предания: гуси своим гоготаньем разбудили римлян в тот момент, когда галлы, подкравшись ночью, взбирались на стены Капитолия, городской крепости, и тем самым спасли Рим.

    С. 70. В гости ходили к "86-му году, к Гелиосу"... -- В последние десятилетия XDC в. в Петербурге существовало несколько стационарных электростанций: "Общество электрического освещения 1886 года", Общество "Гелиос" из Кёльна, Бельгийское анонимное общество. В 1919 г. 4 национализированные электростанции Петрограда объединили в ОГЭС (Объединение государственных электрических станций). В 1922 г. образовался трест "Петроток", через 2 года его переименовали в "Электроток", а в 1932 г. на базе треста было создано РЭУ Ленэнерго.

    Ленторгсин. -- Поскольку в первые годы после Октябрьской революции в Советской России существовал огромный дефицит иностранной валюты, была создана сеть магазинов Тор-гсина (сокращение от "торговля с иностранцами"), в которых дефицитные товары продавались только за валюту. В основном расчет был на иностранцев, однако и советские граждане, продав имевшиеся у них драгоценные изделия в этих магазинах за валюту, могли затем на нее приобретать необходимые товары. Магазины Торгсина существовали во всех крупных городах, в том числе и в Ленинграде -- Ленторгсин.

    "Видение", однако впервые рассказ был опубликован лишь в 1962 г. в мюнхенском журнале "Мосты" (см. наст. изд. Т. 2. С. 205-208).

    С. 73. "Мадонна" Рафаэля да Лоретто -- имеется в виду Рафаэль Санти и его картина "Мадонна", похищенная французами из собора в итальянском городе Лоретто; была возвращена в Италию Наполеоном в 1798 г. Весь рассказ В. Н. о судьбе "Мадонны" в России представляется чистейшим вымыслом. Подобных историй множество ходило после революции.

    Часть: 1 2 3 4 5 6 7 8 9
    10 11 12 13 14 15
    Комментарии

    Раздел сайта: