• Приглашаем посетить наш сайт
    Жуковский (zhukovskiy.lit-info.ru)
  • Поиск по творчеству и критике
    Cлово "LIBRE"


    А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
    0-9 A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W Y Z
    Поиск  
    1. Лекции по технике художественной прозы. О языке
    Входимость: 3. Размер: 58кб.
    2. Автобиография (вариант 3)
    Входимость: 3. Размер: 24кб.
    3. Лекции по технике художественной прозы. О стиле
    Входимость: 2. Размер: 36кб.
    4. Лекции по технике художественной прозы. О ритме в прозе
    Входимость: 2. Размер: 14кб.
    5. Лекции по технике художественной прозы. Инструментовка
    Входимость: 1. Размер: 14кб.

    Примерный текст на первых найденных страницах

    1. Лекции по технике художественной прозы. О языке
    Входимость: 3. Размер: 58кб.
    Часть текста: изобразительные приемы в поэзии и прозе -- idem метафоры, метонимии, синекдохи и т. д. Внешние изобразительные приемы в поэзии и в прозе -- когда-то разнились. Но теперь мы имеем стихи без рифм, мы имеем стихи без определенного ритма -- vers libre. Ex. Гете "Горные вершины". Целый ряд стихов Блока (Ex.). С одной стороны, в новейшей художественной прозе -- мы находим часто пользование определенным ритмом; с другой -- в прозе мы находим пользование музыкой слова -- весь арсенал новейшей поэзии: аллитерации, ассонансы, инструментовку. Стало быть, резко -- по внешности -- от художественной прозы отличается только стихотворение с определенным метром, то есть только один частный случай стихотворения. В остальных случаях -- никакой качественной границы нет. В новейшей теории словесности я вижу разделение всех вообще произведений художественного слова на два вида: лирика и эпос; иначе говоря: раскрытие, изображение в словах авторской личности -- и изображение других, посторонних автору личностей. Лирика -- это путешествие по нашей планете, по той планете, на которой живешь; эпос -- путешествие на другие планеты, эпос -- путешествие сквозь междупланетные, безвоздушные пространства, ибо люди, конечно же, разные планеты, отделенные друг от друга замороженным, с температурой -- 273°, пространством. И вот, ...
    2. Автобиография (вариант 3)
    Входимость: 3. Размер: 24кб.
    Часть текста: о какой писали Толстой и Тургенев и с какой связаны мои детские годы. Дальше -- Воронеж, серая, как гимназическое сукно, гимназия. Изредка в сером -- чудесный красный флаг, вывешенный на пожарной каланче и символизирующий отнюдь не социальную революцию, а мороз в 20° -- и отмену занятий. Впрочем, это и была однодневная революция в скучной, разграфленной гимназической жизни -- с учителями в вицмундирах, с латинскими и греческими "экстэмпорале". Из гимназического сукна вылез в 1902 году. Помню: последний день, кабинет инспектора (по гимназической табели о рангах -- "кобылы"), очки на лбу, подтягивает брюки (брюки у него всегда соскакивали) и подает мне какую-то брошюру. Читаю авторскую надпись: "Моей almae matri, о которой не могу вспомнить ничего, кроме плохого. П. Е. Щеголев". И инспектор -- наставительно, в нос, на "о": "Хорошо? Вот тоже кончил у нас с медалью, а что пишет! Вот и в тюрьму попал. Мой совет: не пишите, не идите по этому пути". Наставление не помогло. Петербург начала 900-х годов -- Петербург Комиссаржевской, Леонида Андреева, Витте, Плеве, рысаков в синих сетках, дребезжащих конок с империалами, студентов мундирно-шпажных и студентов в синих косоворотках. Я -- студент-политехник косовороточной категории. В зимнее белое воскресенье на Невском -- черно от медленных, чего-то выжидающих толп. Дирижирует Невским -- думская каланча, с дирижера все не спускают глаз. И когда подан знак -- один удар, час дня -- на проспекте во все стороны черные человеческие брызги, куски...
    3. Лекции по технике художественной прозы. О стиле
    Входимость: 2. Размер: 36кб.
    Часть текста: -- в большинстве случаев можно ограничиться элементарной математикой; для изучения динамики приходится прибегать к сложнейшим методам высшей математики. Динамические теории теплоты, звука, динамическая теория строения вещества -- все это завоевания новейшей науки. Те же самые элементы статики и динамики мы можем различать в различных родах искусства. Архитектура -- это красота камня, каменная красота, типично неподвижное, статическое искусство. Скульптура, живопись примыкают сюда же, к статическим искусствам. Все эти три вида искусства фиксируют только один определенный момент. Картина или статуя могут иметь самое стремительное падение, лёт -- но они в силах запечатлеть только один момент этого лёта. Моменты предшествующий и последующий -- мы можем дополнить своей фантазией, но картина или статуя не имеют средства изобразить длящееся действие, последовательности моментов. Элемент времени, движения лежит вне возможностей статических видов искусства. Другие виды искусства -- искусство музыки, танца, художественного слова -- имеют в своем...
    4. Лекции по технике художественной прозы. О ритме в прозе
    Входимость: 2. Размер: 14кб.
    Часть текста: -- является всегда высшей ступенью литературы. Причина в том, что поэзия -- гораздо примитивней прозы, законы ее проще, доступней. И, в частности, это касается вопроса о ритме: ритм в прозе -- гораздо сложнее и труднее поддается анализу, чем ритм в стихе. Вот почему прав А. Белый, когда он говорит: "Писать яркой прозой -- гораздо труднее, чем стихами... Проза -- тончайшая, полнозвучнейшая из поэзии". Мне уже не раз приходилось отмечать, что точной границы между поэзией и прозой нет. Мы <можем> провести определенную границу только между поэзией метрической и прозой: первое, что бросается в глаза, это то, что в прозе нет определенного метра; есть какой-то ритм и какие-то его законы -- но нет метра. Стих тонический, то есть такой, правила которого требуют лишь одно и то же число ударений в строке и не требует одинакового числа слогов или правильного чередования долгих и кратких слогов -- стих тонический уже стоит ближе к прозе. И, наконец, свободный стих -- уже совершенно естественно сливается с прозой. Ех. "Горные вершины". 6-ю строку Белый рассматривает как комбинацию ямбоанапестов с пустым промежутком в 1-й строке. Произвольно, искусственно... Правильней видеть здесь дактилехореическую строку. Таких примеров...
    5. Лекции по технике художественной прозы. Инструментовка
    Входимость: 1. Размер: 14кб.
    Часть текста: Инструментовка. Л -- легкость, мягкость, прозрачность. З, Ц, С -- зной, злой. Солнце -- "торопящее к убийству, распаляющее жаркую солдатскую кровь, дымом ярости застилающее воспаленные глаза..." "Змий, царящий над вселенною, Весь в огне, безумно злой..." Инструментовка. "Совсем истомилась я в этом саду, где и тень деревьев пронизана лобзаньями царящего в небе чудовища", -- два мотива: Т-Д -- туман, томленье, духота, и С-З-Ц -- зной. Ритм пляса. "Белая тополь, белая лебедь, красная панна. Стелют волной, золотые волнуются волосы, так в грозу колосятся колосья белоярой пшеницы", -- инструментовка на Л. Звуковой характер. "Зачерненные сажей, жутко шмыгают... сопят медведи", -- инструментовка на Ч-Ж-Ш: шорох в тишине. Звукоподражание. "Шипели полосатые черви, растекались, подползали, чтобы живьем... царя Ирода. Слышен их свист за семь верст", -- инструментовка <на> Ч-З-С. Ремизов, "О безумии Иродиадином". Стр. 24 там же -- ритм, ускорение. <Текст утрачен: уголок оторван> грохочет гром, трещат нещадные стрелы, гремит преисподняя (Ремизов, "Гнев Ильи-пророка"), -- инструментовка на Р и на Ч-Щ-С. "Хлопает, бьет бич, скользят, колют копья, колотит каменная палка", -- инструментовка грома на КО-КА. "И вот забушевала неслыханная...