• Приглашаем посетить наш сайт
    Культура (cult-news.ru)
  • Поиск по творчеству и критике
    Cлово "1987"


    А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
    0-9 A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W Y Z
    Поиск  
    1. Постникова Т. В.: Замятин - биобиблиографическая справка
    Входимость: 4. Размер: 14кб.
    2. Пильняк Б. - Замятину Е. И., 20 ноября 1922 г.
    Входимость: 1. Размер: 5кб.
    3. М. Горький
    Входимость: 1. Размер: 29кб.
    4. Сологуб Ф. К. - Замятину Е. И., 5 февраля 1924 г.
    Входимость: 1. Размер: 3кб.
    5. Бич Божий. Примечания
    Входимость: 1. Размер: 5кб.
    6. Алатырь. Примечания
    Входимость: 1. Размер: 2кб.
    7. Пещера
    Входимость: 1. Размер: 20кб.
    8. Встречи с Кустодиевым
    Входимость: 1. Размер: 27кб.

    Примерный текст на первых найденных страницах

    1. Постникова Т. В.: Замятин - биобиблиографическая справка
    Входимость: 4. Размер: 14кб.
    Часть текста: политическими событиями, в которых З. принимает самое активное участие. Совершая заграничное плавание в качестве практиканта на пароходе "Россия", он становится свидетелем восстания матросов на "Потемкине", впечатления от которого легли позже в основу рассказа "Три дня" (1913). Во время революции 1905--1907 гг. З. примыкает к партии большевиков, за революционную деятельность подвергается аресту и высылке в родной город, но продолжает нелегально жить в Петербурге и ближайших к нему городах с 1906 по 1911 г. и лишь по амнистии 1913 г. получает право на проживание в столице. Вспоминая впоследствии об этом периоде своей жизни, З. характеризовал его как время своей влюбленности в революцию. Одновременно он совершенствуется в избранной им профессии, проявляя незаурядные способности инженера-кораблестроителя. После окончания в 1908 г. Политехнического института З. -- преподаватель корабельной архитектуры. Литературный дебют, состоявшийся в том же году в журнале "Образование", оказался неудачным. Но уже с выходом в свет повести "Уездное" в пятом номере за 1913 г. руководимого Р. Ивановым-Разумником журнала "Заветы" к З. приходит настоящая литературная известность и широкое признание. Критика единодушно приветствовала появление "нового таланта". Здесь же, в редакции журнала З. знакомится с М. Пришвиным и А. Ремизовым, оказавшим заметное влияние на творческую манеру раннего З. В последовавших за "Уездным" повестях "Алатырь" (1914), "На куличках" (1914) и многочисленных рассказах окончательно откристаллизовались те свойства, которые придавали...
    2. Пильняк Б. - Замятину Е. И., 20 ноября 1922 г.
    Входимость: 1. Размер: 5кб.
    Часть текста: загранице. Ну, пойми ты, в каком я дурацком положении - месяц тому назад ломал копья, чтоб ты не ехал, - теперь надо всю артиллерию перестраивать - как раз наоборот 1 . Очень сложно и очень медленно. Все же, не невозможно. Думаю, приехать тебе в Москву - стоило бы, - причем, я буду в Москве около 1-го декабря. Когда соберешься ехать, - телеграфируй Воронскому (Леонтьевский, 23, к-во "Круг", Александр Константинович) и мне в Коломну. 2)х) Воронский пишет о тебе статью 2 , очень длинную, положительную. Мы имеем в помыслах пригласить тебя членом артели "Круга" (что дает немалые возможности). "Мы" - у Воронского 3 . Воронский находит возможным устроить его в печати, - но предварительно надо сговориться. - § 2 этотх) - и есть тот путь, коий предпринял я ради твоих дел. Мне думается, он единственный, - но он медленный путь, - не раньше, как появится статья Воронского, как выйдет 1 № "Круга". - - - Полагаю, что питерские твои хлопоты впустую. Живем во времена дипломатические. Приезжай. "Кругом" не пренебрегай. 3) Насчет двуспального двоежонства 4 - решай сам, как надо. Ты в этих делах умней. Я чувствую себя очень усталым, обалделым. Все же сейчас пишу - всякую хуевину. Людмилушку - поцелуй крепко, а еще поцелуй в душку ту мужнюю жену, с коей я пил на братское общество у Людмилушки на имянинах. Целую. Твой Пильняк. <приписка сверху слева:> Не забудь, при поездке в Москву, 2 дня уделить Коломне, - теперь сообщение oтличное. Примечания 1. Речь идет об аресте в августе 1922 г. Е. Замятина и хлопотах его друзей, в частности, Пильняка о его освобождении и отмене постановления о высылке, которой, по словам Ю. Анненкова, Замятин был рад: "Постановлению о высылке за границу Замятин был чрезвычайно обрадован: наконец-то - свободная жизнь! Но друзья Замятина, не зная его мнения, стали усердно хлопотать за него перед властями, и, в конце концов, добились:...
    3. М. Горький
    Входимость: 1. Размер: 29кб.
    Часть текста: Иногда случалось, что они спорили и ссорились друг с другом, потом снова мирились и шли в жизни рядом. Их пути разошлись только недавно: в июне 1936 года Алексей Пешков умер, Максим Горький остался жить. Человек с самым обычным лицом русского мастерового и со скромным именем "Пешков" был тот самый, кто выбрал для себя псевдоним "Горький". Я знал обоих. Но я не вижу надобности говорить о писателе Горьком, о котором лучше всего говорят его книги. Мне хочется вспомнить здесь о человеке с большим сердцем и с большой биографией. Есть много замечательных писателей без биографии, которые проходят через жизнь только в качестве гениальных наблюдателей. Таков был, например, современник Горького и один из тончайших мастеров русского слова Антон Чехов. Горький никогда не мог оставаться только зрителем, он всегда вмешивался в самую гущу событий, он хотел действовать. Он был заряжен такой энергией, которой было тесно на страницах книг: она выливалась в жизнь. Сама его жизнь -- это книга, это увлекательный роман. Необычайно живописны и, я бы сказал, символичны декорации, в которых развертывается начало этого романа. На высоком берегу реки -- зубчатые стены древнего Кремля, золотые кресты и купола многочисленных церквей. Ниже, у воды -- бесконечные склады, амбары, пристани, магазины: здесь каждое лето шумела знаменитая русская ярмарка, где происходили гомерические кутежи и делались миллионы, где с длиннополыми сюртуками русских купцов смешивались азиатские халаты. И наконец, на другом берегу -- кусок Европы -- лес фабричных труб, огненные жерла домн, железные корпуса кораблей. Этот город, где жили рядом Россия 16 и 20 века,-- Нижний Новгород, родина Горького. Река, на берегу которой он вырос,-- это Волга, родившая легендарных русских бунтарей Разина и Пугачева, Волга, о которой сложено столько песен русскими бурлаками. Горький прежде всего связан с Волгой: его дед был здесь бурлаком. Это был тип русского американца, seif-made man...
    4. Сологуб Ф. К. - Замятину Е. И., 5 февраля 1924 г.
    Входимость: 1. Размер: 3кб.
    Часть текста: Ф. К. - Замятину Е. И., 5 февраля 1924 г. 3. СОЛОГУБ-ЗАМЯТИНУ 5 февраля 1924 Дорогой Евгений Иванович. Некоторые из моих друзей и личных знакомых обращались ко мне с просьбою предоставить им возможность быть в Александрийском театре 11 февраля на вечере, который связывается с моим именем 1 . Хотя об этом деле я знаю только то, что, в порядке частного осведомления, рассказывал мне Разумник Васильевич Иванов, но мне пришлось дать некоторые обещания. То, что рассказывала мне Ольга Николаевна Черносвитова 2 о своих телефонных переговорах с Вами, побуждает меня обратиться к Вам с просьбою устроить это дело с большим удобством, чем это Вы ей предлагали, а именно, предоставить в ее распоряжение <--> выдать ей то число билетов, которое она Вам назовет, так как ей в точности известно, кто из личных моих друзей и знакомых может рассчитывать на мое в этом содействие. С приветом Федор Сологуб. Примечания 1 Речь идет о праздновании 40-летнего юбилея творческой деятельности Ф. Сологуба, первоначально предполагавшемся на 28 января 1924 г. (см. запись в дневнике Б. М. Эйхенбаума // Эйхенбаум...
    5. Бич Божий. Примечания
    Входимость: 1. Размер: 5кб.
    Часть текста: независимо от того, что пьеса до сцены так и не дошла - все это оказалось только подготовительной работой к роману». Отъезд за границу и вынужденная работа для заработка - написание сценариев, попытки постановки «Блохи» на сценах Европы - не позволили завершить роман, хотя Замятин не прекращал им заниматься вплоть до последних своих дней. Об этом, в частности, свидетельствовал автор вступительной статьи к первому изданию романа «Бич Божий» известный критик Марк Слоним: «Еще летом 1936 года он говорил о том, как отчетливо представляется ему вторая часть «Атиллы» и как быстро он ее напишет. Многочисленные заметки, отрывки, варианты и сцены позволяют судить о глубине и размахе этого замысла: тут и картина Константинополя, и. описание Рима и Византии, и изображение гуннов и славян, и психологические портреты им­ператоров, полководцев и поэтов» (Замятин. Бич Божий. С. 10). В блокнотах Замятина в записях, сделанных в 1936 году, мы находим материалы к роману, сведения о эпохе Атгилы (например, о Симеоне Столпнике), фразы с прямым указанием: «К Атилле» (Время шло, как растет трава , как течет вода») В парижском архиве Е. Замятина хранятся подготовительные материалы к роману, из которых следует, что задуманное им историческое повествование «Скифы» должно было состоять из четырех частей: I. Империя и он. II. Дневник Историка Приска. III. Бич Божий. IV. Судьба. Вевнец. Хотя замысел и остался невоплощенным, даже в незаконченной первой части Замятин предстает как яркий исторический романист. Тема гуннов, тема столкновения цивилизации и варварства, перелома эпох интересовала Замятина не сама по себе, а поскольку он видел в ней связь с современностью: «Западная культура, поднявшаяся до таких вершин, где она уже попадает в безвоздушное пространство цивилизации, - и новая, буйная, дикая сила, идущая с Востока, через наши, скифские, степи. Вот...
    6. Алатырь. Примечания
    Входимость: 1. Размер: 2кб.
    Часть текста: Алатырь Примечания Примечания Впервые: Русская мысль. 1915. No 9. С. 9-38.. Печатается по: Собрание сочинений. Т. 1. М.: Федерация, 1929. А. К. Воронский отмечал, что в этой повести наиболее отчетливо проступают особенности художественной манеры Замятина: «слово-поклонничество, мастерство, наблюдатель­ность со стороны, ухмылочка и усмешка, анекдотичность... за­остренность, резкость и ударность приема, подбор тщательный слов и фраз, большая сила изобразительности, неожиданность сравнений, выделение одной-двух черт, скупость» (Ворон­ ский А. Е. Замятин // Искусство видеть мир. М., 1987. С. 117). С. 274. На одном на великом языке эсперанте... - Эспе­ранто - искусственный язык, созданный на основе латинскйх корней европейских языков и латинской графики с упрощен­ной грамматикой и ограниченным лексическим запасом. Созда­телем его был варшавский врач Людвиг Заменгоф (1859-1917),который предполагал, что новый язык послужит сближению разных народов. Название язык получил по псевдониму Заменгофа (надеющийся). С конца XIX в. и до второй половины XX в. эсперанто широко пропагандировался во многих странах, в том числе и в России; на нем издавались книги и журналы; однако массовым языком международного общения он так и не стал. 1 От фр. Fi donc . 2 От фр. comme c а.
    7. Пещера
    Входимость: 1. Размер: 20кб.
    Часть текста: в пещеру, все глубже, и надо все больше навертывать на себя косматых звериных шкур. Между скал, где века назад был Петербург, ночами бродил серохоботый мамонт. И, завернутые в шкуры, в пальто, в одеяла, в лохмотья, -- пещерные люди отступали из пещеры в пещеру. На покров Мартин Мартиныч и Маша заколотили кабинет; на казанскую выбрались из столовой и забились в спальне. Дальше отступать было некуда; тут надо было выдержать осаду -- или умереть. В пещерной петербургской спальне было так же, как недавно в Ноевом ковчеге: потопно перепутанные чистые и нечистые твари. Красного дерева письменный стол; книги; каменновековые, гончарного вида лепешки; Скрябин опус 74; утюг; пять любовно, добела вымытых картошек; никелированные решетки кроватей; топор; шифоньер; дрова. И в центре всей это вселенной -- бог, коротконогий, ржаво-рыжий, приземистый, жадный пещерный бог: чугунная печка. Бог могуче гудел. В темной пещере -- великое огненное чудо. Люди -- Мартин Мартиныч и Маша -- благоговейно, молча благодарно простирали к нему руки. На один час -- в пещере весна; на один час -- скидывались звериные шкуры, когти, клыки, и сквозь обледеневшую мозговую корку пробивались зеленые стебельки --...
    8. Встречи с Кустодиевым
    Входимость: 1. Размер: 27кб.
    Часть текста: жил как раз этими же красками: тогда писалось мое "Уездное". Правда, Кустодиев видел Русь другими глазами, чем я -- его глаза были куда ласковей и мягче моих, но Русь была одна, она соединяла нас -- и встретиться раньше или позже нам было неизбежно. Встреча эта, когда я узнал и полюбил не только Кустодиева, но и Бориса Михайловича,-- случилась нескоро, лет через десять, когда уже не было Петербурга, а был Петроград-Ленинград, когда пышная кустодиевская Русь лежала уже покойницей. О мертвой -- теперь не хотелось говорить так, как можно было говорить о живой; лягать издохшего льва -- эта легкая победа меня не прельщала. Так вышло, что Русь Кустодиева и моя -- могли теперь уложиться на полотно, на бумагу в одних и тех же красках. Так вышло, что с художником Кустодиевым я встретился в общей нашей книге "Русь" -- и это же было началом моего знакомства с человеком Борисом Михайловичем. Осенью 22-го года издательство "Аквилон" прислало мне "русские типы" Кустодиева,-- чтобы я о них написал статью. О чем же писать? О живописной технике Кустодиева? Об этом лучше меня напишут другие. Статьи я не стал писать, я сделал иначе: просто разложил перед собой всех этих кустодиевских...