• Приглашаем посетить наш сайт
    Языков (yazykov.lit-info.ru)
  • Поиск по творчеству и критике
    Cлово "1965"


    А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
    0-9 A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W Y Z
    Поиск  
    1. Давыдова Татьяна: Евгений Замятин и "Серапионовы братья" - из истории литературной учебы 1920-х гг.
    Входимость: 3. Размер: 31кб.
    2. Вступительная статья (Переписка Ф. Сологуба и Е. И. Замятина)
    Входимость: 1. Размер: 17кб.
    3. Москва - Петербург
    Входимость: 1. Размер: 64кб.
    4. Лекции по технике художественной прозы. Футуризм
    Входимость: 1. Размер: 7кб.
    5. Желание
    Входимость: 1. Размер: 2кб.
    6. Рай
    Входимость: 1. Размер: 20кб.
    7. Замятин Е. И. - Замятиной А. И., 13 ноября 1901г.
    Входимость: 1. Размер: 4кб.
    8. Пильняк Б. - Замятину Е. И., 7 ноября 1921 г.
    Входимость: 1. Размер: 4кб.
    9. Никоненко С.: Создатель
    Входимость: 1. Размер: 43кб.
    10. Замятин Е. И. - Сологубу Ф. К., март--апрель 1918 г.
    Входимость: 1. Размер: 4кб.
    11. Анненков Юрий: Евгений Замятин
    Входимость: 1. Размер: 92кб.

    Примерный текст на первых найденных страницах

    1. Давыдова Татьяна: Евгений Замятин и "Серапионовы братья" - из истории литературной учебы 1920-х гг.
    Входимость: 3. Размер: 31кб.
    Часть текста: одним из наставников которой был Евгений Замятин. Появление этой группы, наряду с «Пролеткультом», РАПП, ЛЕФ, «Конструктивизмом», «Перевалом» и некоторыми другими, свидетельствовало о том идейном и эстетическом размежевании, которое активно шло в литературном процессе 1920-х годов. Группа возникла 1 февраля 1921 года в лоне литературной студии переводчиков при издательстве «Всемирная литература». Студия была создана в июне 1919-го, и в ней занималось человек сорок молодых литераторов. В статье для одного бельгийского журнала Максим Горький любовно упомянул эту студию и назвал в числе её руководителей «новеллиста» Замятина, хорошего знатока русского языка. Двадцатого июня 1926 года Замятин писал сибирскому поэту И. Ерошину: «<...> вспомнился 18-й год, Дом Искусств, Студия. Мне приятно, что Вы хорошо вспоминаете это время. Внешне - тогда жилось куда тяжелей, чем теперь, - и всё же насколько было лучше!». Вероятно, Ерошин посещал в 1919-м студию по изучению мастерства перевода при «Всемирной литературе» и бывал в Доме искусств, знаменитом ДИСКе, куда перешла затем упомянутая студия и где нашло приют «серапионово братство». Дом искусств населяли философы, писатели, искусствоведы и художники. В девятнадцатом...
    2. Вступительная статья (Переписка Ф. Сологуба и Е. И. Замятина)
    Входимость: 1. Размер: 17кб.
    Часть текста: Новое литературное обозрение, 1997. Вступительная статья, публикация и комментарии А. Ю. Галушкина и М. Ю. Любимовой Творческое и личное общение Евгения Замятина с Федором Сологубом начинается вскоре после того, как Замятин в сентябре 1917 г. вернулся в Петроград из Англии. Самая ранняя известная нам дата их возможного личного знакомства -- 19 мая 1918 г., когда Сологуб и Замятин вместе выступали на литературном утреннике "Земля у современных русских поэтов" 1 . Во второй половине 1918 г. Замятин и Сологуб принимают активное участие в работе "Союза деятелей художественной литературы" 2 . В начале 1920-х годов Замятин и Сологуб встречаются на заседаниях Правления Петроградского отделения Союза писателей, на литературных вечерах, входят вместе в жюри литературного конкурса. 12 августа 1923 г. Евгений Иванович сообщил жене Людмиле Николаевне 3 : ""Петроград" 4 объявляет конкурс на роман. В жюри Сологуб и я, и критики Горнфельд, Раз<умник>-Иванов и Эйхенбаум" 5 . Замятин бывает в гостях у Сологуба. В биографических записях Анны Андреевны Ахматовой, сделанных П. Н. Лукницким, читаем: "2-го марта вечером была у Ф. К. Сологуба; было очень скучно ("скучнее, чем на эстраде"), было много...
    3. Москва - Петербург
    Входимость: 1. Размер: 64кб.
    Часть текста: Ленинградом, но остался Петербургом гораздо больше, чем Москва - Москвой. Москва отдалась революции стремительней, безоглядней, покорней, чем Петербург. Да и как же иначе: победившая революция стала модой, а какая же настоящая женщина не поторопится одеться по моде? Петербург принимал новое без такой торопливости, с мужским хладнокровием, с большой оглядкой. Он шел вперед медленней, и это понятно: ему приходилось нести с собой тяжелый груз культурных традиций, особенно ощутительных в области искусства. Без этого громоздкого багажа, налегке - московские музы мчались, обгоняя не только Петербург, но и Европу, а иногда заодно и здравый смысл. "Москва требует, чтоб если уж пошло на моду, то чтоб по всей форме была мода!" - подтрунивал над Москвой еще Гоголь, уже он знал эту ее женскую слабость. Впрочем, эта безоглядная погоня за новым - не только женская черта, она идет еще и от молодости: новой Москве, живущей рядом, поверх, сквозь старую, шестисотлетнюю, - минуло только шестнадцать! От неожиданных, пестрейших сочетаний старого и нового - в Москве кружится голова: Петербург строже: он и теперь, как во времена Гоголя - "не любит пестрых цветов". Петербург останется окном в Европу, на Запад; Москва стала дверью, через которую с Востока, сквозь Азию, хлынула в Россию Америка. Это - конечно, не больше, чем схема. В жизни, особенно в зеркальной - в искусстве - такой географической точности нет: там, смотришь, задорный, московский вихор мелькает на Невском проспекте, там крикливая московская площадь притихнет под строгой тенью петербургского Медного Всадника. Но несмотря на эту перетасовку, сквозь все перемены, во всех зеркалах - можно разглядеть свое лицо у каждой из двух столиц. И, может быть, отчетливей всего это видно в каменном зеркале архитектуры, в том, какой след оставлен здесь революцией в Петербурге и Москве. Петербург рос, как...
    4. Лекции по технике художественной прозы. Футуризм
    Входимость: 1. Размер: 7кб.
    Часть текста: художественного зрения... Три синтетических образа: глаза-зеркало, глаза-рентген, глаза-микроскоп. Параллели с живописью. Теперь, если перейти из области образной в область отвлеченную -- мы легко можем установить параллели и связь для каждой из трех ступеней диалектической формулы -- с философскими течениями. Искусство -- явление области эмоциональной; оно имеет дело с тем же миром, что и наши чувства -- с миром вещей. И философская подкладка того или иного течения определяется отношением к вещи. Реализм, как мы видели, принимал поверхность вещей, вещи -- как они есть. Агностицизм материалистов. Вера в науку. Определенная связь с примитивным материализмом Фейербаха, Молешотта, Геккеля. Символизм -- уходил от поверхности вещей -- к исканию души вещей. Определяется связь с кантовской "вещью в себе". Неореализм от философов неореалистов (американских), от Лосского. Неореализм связан с релятивистской философией Эйнштейна: истинная реальность. Возврат от "вещи в себе", от бесцветного ядра вещи к ее поверхности. Но это уже не вульгарный материализм, а сознательная рабочая гипотеза, сознательный агностицизм. Художественная апелляция к эмоции, к чувствам: стало быть, мы должны иметь дело с той частью вещей, которые доступны чувству, то есть с поверхностью вещей, а не с вещью в себе -- с поверхностью углубленной (микроскоп). Футуризм в литературе и живописи -- ...
    5. Желание
    Входимость: 1. Размер: 2кб.
    Часть текста: Желание Л. H. Усовой ЖЕЛАНИЕ Я ничего не хочу, Дай мне лишь снов и любви. Жизнью своею плачу - Заплачу, лишь меня позови. Веки замкнувши, шепни: "Милый, скорее. Я жду. Милый, скорей. Мы одни". - Я поникну, качнусь, упаду. Я упаду на костер, В пламя объятий твоих. Я так хочу, чтобы стер - Как узор, мне всю жизнь этот миг. СПб. Фонтанка. 1908 г. Евг. Замятин Примечание Впервые: Рукописные памятники. Вып. 3, ч. 2. Рукописное наследие Евгения Ивановича Замятина. (Сост. Л. И. Бучина и М. Ю. Любимова). СПб., 1997. С. 439. Печатается по этой публикации. Одно из первых известных стихотворений Замятина, посвященных будущей жене Людмиле Николаевне Усовой (1883-1965), в то время слушательнице Женского медицинского института.
    6. Рай
    Входимость: 1. Размер: 20кб.
    Часть текста: всегда есть опасность какофонии. Ведь знал же Он это, учреждая рай: там -- только монофония, только ликование, только свет, только единогласное Те Deum. Мы несомненно живем в эпоху космическую -- создания нового неба и новой земли. И, разумеется, ошибки Иалдабаофа мы не повторим; полифонии, диссонансов -- уже не будет: одно величественное, монументальное, всеобъемлющее единогласие. Иначе -- какое же воплощение древней прекрасной мечты о рае? Какой же, в самом деле, рай, если Престолы и Власти гремят "Те Deum", a Начала и Силы -- "Miserere". И вот явно на этом гранитном фундаменте монофонии созидается новая русская литература, новая поэзия. Лукавый творец диссонанса, учитель сомнений Сатана -- навеки изгнан из светлых чертогов, и голоса -- только ангельские, и ликуют литавры, колокола, исполаэти, слава, осанна. В небо плечами-небоскребами упрись, Крича Осанну ртом бетонным! ("Кузница", 1920, V-VI, Обрадович) Отныне на суше, в морях и пустынях Слава! О, каким же безбрежно-великим Оказался рабочий мозг! Слава ему! ("Кузница", 1920, V--VI, Дорогойченко) О, Москва! Слава, слава, слава! ("Кузница", 1920, V-VI, Обрадович) Слава тебе, огнеликий! Слава рабоче-крестьянской стране! ("Пламя", 1920, XI, К. Барышевский) Оркестры, громче ураганьте! Гремите, трубы, громогласней! ("Пламя", 1920, XI, Смиренские) Ныне восславим Молот И Совнарком Мировой. ("Радуга", 1920,1, Кириллов) Слава грядущим зодчим! ("Худож. слово", 1920, I, О. Леонидов) Не дружно ли общею грудью Мы новые гимны поем? ("Худож. слово", 1920, II, В. Брюсов) "Гимн" Арского, "Гимн" Васильева, "Гимн" Вадимова, "Кантата" Барышевского... Гимн -- естественная, логическая,...
    7. Замятин Е. И. - Замятиной А. И., 13 ноября 1901г.
    Входимость: 1. Размер: 4кб.
    Часть текста: идет пьеса Потехина "Нищие духом"; идет в театр из 8-го класса 18 человек. Если останется свободное время, пойду играну на рояли; что-то хочется сегодня поиграть. Вообще играю я на рояли очень редко: иногда только в праздник сыграешь, а иногда случается и недели три не играть. Последний раз играл в воскресенье. В этот день многие ходили в театр, но мне что-то не хотелось, да, вдобавок, нужно было и уроками заняться. Но... мне захотелось поиграть, я поиграл сначала полчаса до молитвы, до 9 ч<асов>, потом хотел поиграть с 1/4 ч<аса> после молитвы, а вместо того проиграл час с четвертью. Впрочем, сегодня не придется играть: внизу в гимнаст<ическом> зале, где стоит рояль, идет репетиция к спектаклю, который будет 25 ноября. Расскажу тебе кое-что о своих учебных делах: они идут помаленьку. В нынешней четверти 2-й<раз> спросили меня уже по многим: получил по 5: по Зак<ону> Б<ожию>, по греч<ескому> яз<ыку>, по лат<инскому> яз<ыку>, по русск<ому> яз<ыку>, по франц<узскому>; было одно классное сочинение по-русски - 5; остается мне еще быть спрошенным по математике, что, вероятно, и произойдет в этот четверг, по истории, по космографии, по физике, да по-немецки ответить в конце четверти. В этой четверти придется еще писать домашнее сочинение о лирических отступлениях в "Мертвых душах" Гоголя. Ну, как-нибудь напишем! Относительно твоего сочинения я еще подумаю и, что придумаю, напишу. Остается мне еще написать тебе обещанное - о любви. Конечно, о любви или, как в данном случае, об одном виде ее можно было бы написать целый трактат, но места, к сожалению, мало. Прежде всего, нельзя не сознаться, что любовь, о которой мы говорим, существует. К сожалению, конец придется отложить до завтра, а то уже 7 час<ов>. Примечания   * Письмо, адресованное сестре Е. И. Замятина Александре Ивановне Замятиной (1885-1965), написано в ту пору, когда...
    8. Пильняк Б. - Замятину Е. И., 7 ноября 1921 г.
    Входимость: 1. Размер: 4кб.
    Часть текста: а про любовь, про тихую жизнь, про себя. Можно? Вы, конечно, не ответили еще мне на мое последнее письмо (и - по разному бывает, оказывается! - хорошо, что не ответили) - и поэтому, напишите мне, когда срок присыла рассказа. На бумаге его еще нет. ... Ну, конечно, пропишите и про гонорар... Вот и все. Да (по секрету) 1) я собираюсь в Питер с'ездить 4 2) - где сейчас Горький 5 ? Если-бы Вы знали, как мне скучно! От меня и доктора-строгого 6 Вам и доктору-нестрогому 7 Поклон. Бор. Пильняк. <приписка слева сверху:> На-пи-ши-те мне! Примечания 1. Возможно, речь идет о статьях "Я боюсь" (впервые: Дом Искусств. 1921. № 1) или "О синтетизме" (впервые: Анненков Ю. Портреты. Пб. 1922)." 2. Третий номер "Дома Искусств" так и не вышел." 3. Сведений об этих произведениях нет. " 4. В связи с поездкой в Берлин через Эстонию, 7 января 1922 г. Пильняк получил визу в эстонском консульстве в Москве (см.: Зайдельсон Е. По следам письма Бориса Пильняка // Таллинн, 1989. № 5. С. 114). По пути в Германию Пильняк остановился в Петрограде, где выступил 13 января 1922 г. в Доме литераторов (см.: Вестник литературы. 1922. № 2-3. С....
    9. Никоненко С.: Создатель
    Входимость: 1. Размер: 43кб.
    Часть текста: первых пятилеток, когда страна, казалось, была на подъеме, могли бы вызвать бурю негодования со стороны литературной общественности (и не только). Видимо поэтому эссе впервые было опубликовано лишь в 1962 году. Да и то за рубежом. Сегодня, спустя семь десятилетий, эти слова звучат как констатация очевидности и даже как предвидение. Ведь вряд ли можно найти возражения против того факта, что могучее государство Советский Союз, вторая сверхдержава мира, почти в одночасье скукожилось, рухнуло в бездну, и теперь долго придется ждать его возрождения. Да, даром предвидения (хотя и не в отношении личной судьбы) Замятин, несомненно, обладал. В романе «Мы», завершенном писателем в 1921 году, многие критики и писатели увидели пасквиль на советское государство, хотя о каких достижениях науки и всеобщей механизации могла идти речь (а Замятии показывал в романе государство, достигшее высочайшего уровня в развитии науки и техники и одновременно превратившее своих граждан в бездушные и бесправные винтики государственной машины) в дни разрухи, когда жизнь после тяжелейших лет мировой войны, революции, гражданской войны только-только переходила на мирные рельсы, только-только становилась жизнью, а не выживанием? Роман «Мы», конечно же, был направлен против тоталитаризма. Но никакого тоталитаризма в Советской России того времени и в помине не было. М. М. Пришвин, писатель умный, глубокий, мудрый, отметил в дневнике, прослушав в ...
    10. Замятин Е. И. - Сологубу Ф. К., март--апрель 1918 г.
    Входимость: 1. Размер: 4кб.
    Часть текста: К., март--апрель 1918 г. 1. ЗАМЯТИН-СОЛОГУБУ <Март--апрель 1918 г.> 1 Глубокоуважаемый Федор Кузьмич. Александра Николаевна (Чеботаревская) 2 передавала мне, что Вы выразили свое согласие дать несколько новых Ваших стихотворений для выходящей в скором времени книжки "Мысль" 3 . Материал уже сдается в набор; редакция будет очень признательна, если Вы пришлете теперь (Литейный 23, изд<ательст>во "Револ<юционная> Мысль", для альм<анаха> "Мысль", или Широкая 29, кв. 33, мне) стихи. В Художественном> отд<еле> No. 2 "Мысли" 4 пойдут: 1<-ая> часть романа Чапыгина "На лебяжьих озерах" 5 ; рассказ А. М. Ремизова; мой рассказ; поэма И. Эренбурга 6 ; очерки Вяч. Шишкова и Ив. Вольного 7 . Преданный Вам Евг. Замятин. Примечания 1 Датируется по содержанию. 2 Александра Николаевна Чеботаревская (1869--1925) -- переводчица и критик, сестра Анастасии Николаевны Чеботаревской, жены Сологуба. 3 В No 1 альманаха "Мысль", изданном в Петрограде издательским товариществом "Революционная мысль" в 1918 г., были напечатаны рассказ Замятина "Знамение" и его полемическая статья "Скифы ли?" под псевдонимом "Мих. Платонов". Стихотворений Сологуба в альманахе не было. Сборник вышел в конце марта (см. запись в дневнике Блока от 1 апреля // Блок А. Записные книжки. М., 1965. С. 397) и подвергся цензурным преследованиям; очевидно, не без инициативы В. И. Ленина (см.: Бонч-Бруевич В. Что хотел читать В. И. Ленин по беллетристике, искусству и культуре в 1918 году // На литературном посту. 1931. No 8. С. 11--12). В 1919 г. было осуществлено стереотипное переиздание конфискованного сборника: первая его часть,...