• Приглашаем посетить наш сайт
    Плещеев (plescheev.lit-info.ru)
  • Поиск по творчеству и критике
    Cлово "1931"


    А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
    0-9 A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W Y Z
    Поиск  
    1. Современный русский театр
    Входимость: 9. Размер: 47кб.
    2. Автобиография (вариант 3)
    Входимость: 5. Размер: 24кб.
    3. Вступительная статья (Письма Б. Пильняка - Е. Замятину)
    Входимость: 4. Размер: 20кб.
    4. Народный театр
    Входимость: 3. Размер: 23кб.
    5. Анненков Юрий: Евгений Замятин
    Входимость: 3. Размер: 92кб.
    6. Блокноты. Часть 14
    Входимость: 3. Размер: 18кб.
    7. Закулисы
    Входимость: 3. Размер: 38кб.
    8. Замятин Е. И. - Платоновой В. А.
    Входимость: 3. Размер: 3кб.
    9. Блокноты. Часть 13
    Входимость: 3. Размер: 70кб.
    10. Никоненко С.: Создатель
    Входимость: 2. Размер: 43кб.
    11. Замятин Е. И. - Сологубу Ф. К., март--апрель 1918 г.
    Входимость: 2. Размер: 4кб.
    12. М. Горький
    Входимость: 2. Размер: 29кб.
    13. Ричард Бринсли Шеридан
    Входимость: 2. Размер: 25кб.
    14. Постникова Т. В.: Замятин - биобиблиографическая справка
    Входимость: 2. Размер: 14кб.
    15. Биография (Энциклопедический словарь)
    Входимость: 2. Размер: 12кб.
    16. Киносценарий. Сибирь
    Входимость: 2. Размер: 21кб.
    17. Михайлов О. Н.: Гроссмейстер литературы
    Входимость: 2. Размер: 69кб.
    18. Презентисты
    Входимость: 1. Размер: 9кб.
    19. Тетрадь примечаний и мыслей Онуфрия Зуева
    Входимость: 1. Размер: 29кб.
    20. Киносценарий. Д-503
    Входимость: 1. Размер: 11кб.
    21. Биография (вариант 1)
    Входимость: 1. Размер: 9кб.
    22. Стрижев А.: Замятин Е. И.
    Входимость: 1. Размер: 8кб.
    23. Советские дети
    Входимость: 1. Размер: 12кб.
    24. Биография (Энциклопедия Кругосвет)
    Входимость: 1. Размер: 9кб.
    25. Рай
    Входимость: 1. Размер: 20кб.
    26. Театр и кино в Советской России
    Входимость: 1. Размер: 4кб.
    27. Вступительная статья А. Н. Стрижева (Из переписки с родными)
    Входимость: 1. Размер: 6кб.
    28. Скифы ли?
    Входимость: 1. Размер: 23кб.
    29. Замятин Е. И. - в редакцию "Литературной газеты", 24 сентября 1929 г.
    Входимость: 1. Размер: 10кб.
    30. Послесловие к 4 тому собрания сочинений Замятина Е. И.
    Входимость: 1. Размер: 11кб.
    31. Будущее театра
    Входимость: 1. Размер: 14кб.
    32. Паноптикум
    Входимость: 1. Размер: 29кб.
    33. Блокноты. Часть 2
    Входимость: 1. Размер: 16кб.
    34. Краткая история "Всемирной литературы" от основания и до сего дня
    Входимость: 1. Размер: 45кб.
    35. Кертис Джули: "Англичанин… московский" - Евгений Замятин и русская критика (1913—1923)
    Входимость: 1. Размер: 27кб.
    36. Могила Замятина Е. И.
    Входимость: 1. Размер: 2кб.
    37. Воспоминания о Блоке
    Входимость: 1. Размер: 31кб.
    38. Театральные параллели
    Входимость: 1. Размер: 13кб.
    39. Письмо Сталину
    Входимость: 1. Размер: 12кб.
    40. Москва - Петербург
    Входимость: 1. Размер: 64кб.
    41. Киносценарий. Подземелье Гунтона
    Входимость: 1. Размер: 33кб.

    Примерный текст на первых найденных страницах

    1. Современный русский театр
    Входимость: 9. Размер: 47кб.
    Часть текста: театр. Одному из самых дальнозорких Гамлетов нашего времени -- Освальду Шпенглеру -- удалось это усмотреть уже несколько лет тому назад. Теперь это видят все, кто под тем или иным предлогом не закрывает глаз, теперь всюду, на устах у каждого, вопрос: "Быть или не быть?" И какой избрать путь, чтобы "быть"? Оракулов никаких больше нет. Или точнее: есть еще кое-какие, но мы им не верим; мы хотим знать. Абстрактная логика, дедукция, все это не может более ответить на гамлетовский вопрос, усложнившийся сверх всякой меры: приходится пробивать себе дорогу в потемках, ощупью, иной раз спотыкаясь, приходится искать решение на длительном пути опыта, где часто требуется тысяча ошибок, чтобы прийти к одному правильному решению. Какие бы ни совершались ошибки в гигантской лаборатории, носившей когда-то имя "Россия", ее опыты в любой отрасли представляют исключительный интерес. По своей ли или не по своей воле, лаборатория эта работает ныне на весь мир. По нраву ли ему это или не по нраву, каждому датскому принцу надобно знать, что же в этой таинственной лаборатории происходит. В особенности, если дело касается области, в которой уже достигнуты неоспоримые результаты, как, например, в русском театре. Говорю совершенно сознательно "русский театр", а не "советский театр". Благородный металл, из ...
    2. Автобиография (вариант 3)
    Входимость: 5. Размер: 24кб.
    Часть текста: помещики -- в поддевках, в "дворянских" с красным околышем фуражках. "Царские дни", на молебне в соборе впереди всех -- исправник, за ним -- чиновники, учителя гимназии в мундирах, со шпагами, купцы с медалями на шеях. Масленичные катания по Большой улице -- в пестрых "ковровых", выехавших из 17-го века санях. Летние крестные ходы -- с запахом полыни, с тучами пыли, с потными богомольцами, на карачках пролезающими под иконой Казанской. Бродячие монахи, чернички, юродивый Вася-антихрист, изрекающий божественное и матерное вперемежку... Да полно: было ли все это? Так это далеко -- на целые века -- от нынешнего, что не веришь и сам. И все же знаю, что было, и было всего лет сорок назад. Это тамбовская Лебедянь, та самая, о какой писали Толстой и Тургенев и с какой связаны мои детские годы. Дальше -- Воронеж, серая, как гимназическое сукно, гимназия. Изредка в сером -- чудесный красный флаг, вывешенный на пожарной каланче и символизирующий отнюдь не социальную революцию, а мороз в 20° -- и отмену занятий. Впрочем, это ...
    3. Вступительная статья (Письма Б. Пильняка - Е. Замятину)
    Входимость: 4. Размер: 20кб.
    Часть текста: известно достаточно много 1 . Их имена в литературе всегда ставили рядом - из-за схожести творческих подходов, взглядов на литературу и - схожести писательских судеб, чередовавших успех, опалу, травлю, забвение... Разница в возрасте, общей культуре и литературных манерах не помешала им найти общий язык и почувствовать друг в друге близких по духу людей, пронести дружбу через всю жизнь. Их знакомство принято относить к 1921 году, хотя, судя по упоминаниям в письмах Пильняка более раннего периода, писатель уже давно выделял творчество Замятина 2 . К этому времени Пильняк уже заявил о себе в печати 3 , у него появились высокие ценители (Л. Троцкий, А. Воронский, А. Луначарский 4 ), им уже был написан роман "Голый год", который еще в рукописи был отвезен Б. Пастернаком к Горькому и вызвал одобрение и дальнейшую поддержку последнего 6 . На этой волне в конце апреля 1921 года Пильняк едет в Петроград, где знакомится с Горьким и, как можно предположить, -- с Замятиным. Сразу же после возвращения в Москву он берется устраивать дела Замятина и пишет письмо, в котором уточняет детали и обстоятельства будущего скорого приезда писателя в Москву - выступления в Москве, устройство на ночлег, входит во все детали предстоящего визита, не забывает при этом, в свою очередь, просить Замятина об услугах для себя. Тон писем делового, уверенного в себе человека создает ощущение, что Пильняк знал Замятина давно и ждал только случая, чтобы выразить ему свое уважение и преданность. В этот приезд Замятина в Москву Пильняк забирает...
    4. Народный театр
    Входимость: 3. Размер: 23кб.
    Часть текста: сейчас не нужно для "народа", о чем как можно скорее нужно забыть; народный театр -- вот то, что может оказаться нужным новому зрителю, о чем до сих пор почему-то забывали и о чем пора вспомнить. Но позвольте: народный театр и театр для народа -- да ведь это, пожалуй, одно и то же? Не совсем. Сходство между тем и другим есть, но оно не больше, чем между любовью и ремеслом проститутки. Театр для народа -- это Народный Дом императора Николая II, это -- театр II сорта, это -- "Взятие Измаила". Это -- театр, в котором ни народ, ни его вкусы, ни язык никак неповинны: это -- театр, созданный верхами для "низов". И если от этого театра остались сейчас какие-нибудь следы,-- их нужно поскорей уничтожить. Народный театр -- это те своеобразные формы театра, какие в течение веков созданы для себя самим народом, его -- очень древней и крепкой -- культурой. Это -- праздник Ярилы, свадьба, тризна, скоморошья игра, "Пещное действо", ширма "Петрушки", "Царь Максимилиан"; другими словами -- это обрядовый театр, кукольный театр, народная комедия и драма. И эти залежи до сих пор еще лежат почти нетронутыми. Во всех других областях искусства наши мастера давно уже научились выплавлять золото из образцов народного творчества. Русская деревянная скульптура и икона, русский народный сказ и былина, русская песня и пляс -- создали (если вспомнить только ближайшие имена) Коненкова, Кустодиева, Рериха, Петрова-Водкина, Лескова,...
    5. Анненков Юрий: Евгений Замятин
    Входимость: 3. Размер: 92кб.
    Часть текста: братьев" и взаимным обсуждением литературных проблем, и, разумеется, - прежде всего, - проблем литературной формы, - было неисчислимо. К сожалению, текст замятинских "Лекций по технике художественной прозы", который уцелел, несмотря на истекшие годы, не был до сих пор, за некоторым исключением, нигде опубликован. Я приведу здесь несколько заглавий из этого цикла: "Современная русская литература", "Психология творчества", "Сюжет и фабула", "О языке", "Инструментовка", "О ритме в прозе", "О стиле", "Расстановка слов", "Островитяне" (пример), "Чехов", "Футуризм"... 1 Эти лекции представляют собой несомненный интерес. Они не страдают педантизмом. "Я с самого начала отрекаюсь от вывешенного заглавия моего курса. Научить писать рассказы или повести - нельзя. Чем же мы будем тогда заниматься? - спросите вы. - Не лучше ли разойтись по домам? Я отвечу: нет. Нам все-таки есть чем заниматься... ... Есть большое искусство и малое искусство , есть художественное творчество и художественное ремесло ... Малое искусство, художественное ремесло - непременно входит, в качестве составной части, в большое. Бетховен, чтобы написать Лунную Сонату, должен был узнать сперва законы мелодий, гармоний, контрапункций, т. е. изучить музыкальную технику композиций, относящуюся к области художественного ремесла. И Байрон, чтобы написать "Чайльд-Гарольда", должен был изучить технику стихосложения. Точно так же и тому, кто хочет посвятить себя творческой деятельности в области художественной прозы, - нужно сперва изучить технику художественной прозы", - писал Замятин. "Мелодия - в музыкальной фразе осуществляется: 1) ритмическим ее построением; 2) построением гармонических элементов в определенной тональности и 3) последовательностью в изменении силы звука, - продолжал Замятин. Мы займемся, прежде всего, - вопросом о...
    6. Блокноты. Часть 14
    Входимость: 3. Размер: 18кб.
    Часть текста: На клиросе -- монашки (бывшие), в белых косынках; одна -- с бородавкой -- поет почти басом. На левом -- унылый одинокий голос девочки: -- Подай, Господи. Священник служит двумя голосами (дьякона нет): дьяконским басовитым, потом -- священническим, тенорком. Посреди церкви -- аналой с иконой, подсвечник, тонюсенькие свечки... Староста -- ободранный, но в каких-то уцелевших щегольских штиблетах: лакированных с серым верхом... Сторож -- "Николай Балабон". Подгорняя церковь -- сушилка. У входа -- красный флаг. Попы -- на принудиловке (8 минут езды), в каменоломне. Совхоз: овес -- себестоимостью 2. 60, а сдают по 80 коп. пуд. Провоз до ссыпного пункта -- 90 коп., и все-таки даже без доставки... В казаках из 1000 едоков в колхозе 110. Остальные не идут, на них давят, берут коров -- не идут. В Вязове: на сход приезжает оратор, начинает насчет колхоза -- мужики молчат. -- Да что вы, немые, что ли? Молчат. Оратор начинает разговор о другом -- о больнице -- сразу ожили, заговорили. Оратор незаметно переходит на колхозы -- мужики опять немеют... Тактика! "Парламентская..." Колхозники неохотно берут новую землю и охотно отказываются от земли. Происходит уменьшение душнадела, обезземеление крестьянства ("все равно -- излишки все сдавать"). Это выгодно для совхозов при дальнейшем развитии: получится рабочая сила, которой сейчас не хватает. Сергей Маров, похожий на Саваофа, с белейшей бородой. 80 лет -- пасет телят (тут же, на Зеленой улице). Разговаривает о Льве Толстом: свидетель его смерти, бывший буфетчик в Астапове. Сын в Ташкенте сидит 6 месяцев без допроса... Базар: помидоры, яблоки -- бель, шелковка, боровинка; телеги с огурцами; красный перец; сливы и тёрн; масло комками в капустных листьях; грибы -- боровики, подберезники, "печерицы", масленки; куры, цыплята... Единоличник, рабочий в совхозе: (сезонник, "подрабатывает"). Весной в счет ...
    7. Закулисы
    Входимость: 3. Размер: 38кб.
    Часть текста: свет все время назойливо лезет в глаза. Такая литературная бессонница приключилась со мною лет десять назад. В Студии Дома Искусств я начал читать курс "техники художественной прозы", мне пришлось впервые заглянуть к самому себе за кулисы -- и несколько месяцев после этого я не мог писать. Все как будто в порядке, постлана простыня чистой белой бумаги, уже наплывает сон -- и вдруг толчок, я проснулся, все исчезло, потому что я начал следить (сознанием) за механикой сна, за ритмом, ассонансами, образами -- я увидел канаты, блоки, люки закулис. Эта бессонница кончилась только тогда, когда на время работы я научился забывать, что я знаю, как я пишу. Я не могу заснуть, когда я слышу, что рядом громко разговаривают, мне нужно, чтобы в моей комнате дверь была плотно закрыта, чтобы я был один. И это же нам необходимо, чтобы заснуть в рассказ, повесть, пьесу. Этажом ниже подо мной живет девочка -- я никогда не видел ее и все-таки я давно ее вижу и знаю (жиденькая белесая косичка, веснушки, мышьи глаза). По утрам, когда я сажусь за письменный стол, она садится за рояль и играет -- вот уже полтора года -- один и тот же этюд. Если есть, как уверяют теософы, "астральное клише", то там уже давно отпечаталась моя жестокая...
    8. Замятин Е. И. - Платоновой В. А.
    Входимость: 3. Размер: 3кб.
    Часть текста: в космическом хозяйстве. А если все это не зря, то... А впрочем - хорошо мне утешаться всей этой философией: тебе от нее не менее больно. Обидно вот что: что ничего не придумаешь, чтобы избавить тебя от этого. Обидно, потому что ты для меня - не так, какая-то там Варвара Александровна, а близкий мне человек. И даже совсем не потому, что ты сестра моей матери (есть, скажем, брат моей матери, а мне он - никто), а потому, что я всегда знал, что ты понимаешь, о чем я говорю, и я понимаю, о чем ты говоришь. Ну, ладно - расфилософствовался! Это потому, что сижу сегодня дома и никого чужих нет. Это теперь бывает редко: все ходит разный народ - по случаю моего путешествия, или я хожу - по тому же случаю. Сегодня на улице совсем темно, дождь, осенне, не хочется выходить из дому, и думать в такую погоду о путешествии, о бездомности брр! не очень приятно. Кругом все завидуют, будто я двести тысяч выиграл, а я это пока не чувствую. Или это от того, что отвыкли мы от таких необычных путешествий, засиделись - или уж просто остарел? Всяких предотъездных дел еще много - похоже, что если выберусь в конце октября, так и то хорошо. Чувствую себя очень прилично - лучше, чем в Лебедяни. Первое время никак не мог научиться просыпаться позже 7-7 1/2 (лебедянская привычка), потом наладился. Внутренние дела - тоже пока в порядке. Скоро напишу еще. Целую. Твой Е.** Примечания * Варвара Александровна Платонова,...
    9. Блокноты. Часть 13
    Входимость: 3. Размер: 70кб.
    Часть текста: А теперь вот -- на... Сам... Вот оно что! Еще вечером -- туды-суды, а утром... Эх! Вот оно что! Там -- обед, ли штаны -- никак! Вот оно что! Трос и якорь храбр<нрзб>. "Ляп" -- которым глушат рыбу. "Выводка" -- отлив. "Сёгоды" (в этом году). "Погудало" -- румпель. ... Задул, запел полуночник. Пропали комары, оленям стоялось спокойно. И облака -- спасали сверху, потом спустились книзу, к самым камням, понеслись видной для глаза кисеей, обвивались круг ног. ... Утки -- против солнца -- как черные головни. Граниты, валуны, поросшие плесеневого цвета лишаями и лишаями седыми -- обточенные, обглоданные тысячу веков назад льдами -- круглые, без единого острого угла -- круглые какой-то мудрой круглостью -- такая мудрость бывает у стариков, у которых жизнью обточило все острое... Одна каменная гряда -- серая с зелеными пятнами мхов; потом синий треугольник океана; и в бледно-голубом небе врезалась другая гряда -- темнее, туманней, прозрачней; и за ней видны уже почти черные купола третьей, самой дальней гряды... Вдруг после жаркого дня -- моряна. Все сереет, сжимается. Холодно. Мужчины в зимних шапках. Девчонка по-вчерашнему выбежала в одном платье -- и назад, ждет почту. Низкое небо, свет -- хоть и целые сутки -- чуть сочится, чуть моросит. К вечеру вдруг утихло, разъяснило. На мосту стоят и смотрят. -- В чем дело? -- Селедка играет. Все -- старые и малые -- глядят, ждут. Потом выезжают на лов, продают селедку ведрами. Наутро -- жарко. Пахнет дымом, топят печи -- пахнет печеной селедкой... Ветер -- шалоник (шальной, порывистый) ZW. Шлюпка на боте -- "пашка". Луда -- камень....
    10. Никоненко С.: Создатель
    Входимость: 2. Размер: 43кб.
    Часть текста: слова звучат как констатация очевидности и даже как предвидение. Ведь вряд ли можно найти возражения против того факта, что могучее государство Советский Союз, вторая сверхдержава мира, почти в одночасье скукожилось, рухнуло в бездну, и теперь долго придется ждать его возрождения. Да, даром предвидения (хотя и не в отношении личной судьбы) Замятин, несомненно, обладал. В романе «Мы», завершенном писателем в 1921 году, многие критики и писатели увидели пасквиль на советское государство, хотя о каких достижениях науки и всеобщей механизации могла идти речь (а Замятии показывал в романе государство, достигшее высочайшего уровня в развитии науки и техники и одновременно превратившее своих граждан в бездушные и бесправные винтики государственной машины) в дни разрухи, когда жизнь после тяжелейших лет мировой войны, революции, гражданской войны только-только переходила на мирные рельсы, только-только становилась жизнью, а не выживанием? Роман «Мы», конечно же, был направлен против тоталитаризма. Но никакого тоталитаризма в Советской России того времени и в помине не было. М. М. Пришвин, писатель умный, глубокий, мудрый, отметил в дневнике, прослушав в исполнении автора несколько глав романа: «... столько ума, знания, таланта, мастерства было истрачено исключительно на памфлет, в сущности говоря, безобидный и обывательский» 1 . Однако не все читавшие или слушавшие роман (его читали в...