• Приглашаем посетить наш сайт
    Чернышевский (chernyshevskiy.lit-info.ru)
  • Поиск по творчеству и критике
    Cлово "1928"


    А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
    0-9 A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W Y Z
    Поиск  
    1. Вступительная статья (Переписка Ф. Сологуба и Е. И. Замятина)
    Входимость: 7. Размер: 17кб.
    2. Лунин Э.: Замятин (Литературная энциклопедия)
    Входимость: 5. Размер: 22кб.
    3. Современный русский театр
    Входимость: 3. Размер: 47кб.
    4. Автобиография (вариант 3)
    Входимость: 3. Размер: 24кб.
    5. Театр в Советской России. Два великана: Станиславский и Мейерхольд
    Входимость: 2. Размер: 8кб.
    6. Никоненко С.: Создатель
    Входимость: 2. Размер: 43кб.
    7. Для сборника о книге
    Входимость: 2. Размер: 2кб.
    8. Закулисы
    Входимость: 2. Размер: 38кб.
    9. Замятин Е. И. - жене, 8 июня 1928 г.
    Входимость: 2. Размер: 3кб.
    10. Блокноты. Часть 12
    Входимость: 2. Размер: 65кб.
    11. Москва - Петербург
    Входимость: 2. Размер: 64кб.
    12. Михайлов О. Н.: Гроссмейстер литературы
    Входимость: 2. Размер: 69кб.
    13. Блокноты. Часть 13
    Входимость: 2. Размер: 70кб.
    14. Ёла
    Входимость: 2. Размер: 39кб.
    15. Я боюсь
    Входимость: 2. Размер: 15кб.
    16. Киносценарий. Север
    Входимость: 2. Размер: 9кб.
    17. Постникова Т. В.: Замятин - биобиблиографическая справка
    Входимость: 1. Размер: 14кб.
    18. Бич Божий. Глава 7
    Входимость: 1. Размер: 36кб.
    19. Биография (Энциклопедический словарь)
    Входимость: 1. Размер: 12кб.
    20. Десятиминутная драма
    Входимость: 1. Размер: 7кб.
    21. Ник. Никитин. Сейчас на Западе
    Входимость: 1. Размер: 7кб.
    22. М. Горький
    Входимость: 1. Размер: 29кб.
    23. Бич Божий. Примечания
    Входимость: 1. Размер: 5кб.
    24. Биография (вариант 1)
    Входимость: 1. Размер: 9кб.
    25. Анненков Юрий: Евгений Замятин
    Входимость: 1. Размер: 92кб.
    26. Блокноты. Часть 11
    Входимость: 1. Размер: 57кб.
    27. Ремизов Алексей: Стоять - негасимую свечу
    Входимость: 1. Размер: 18кб.
    28. Мученики науки
    Входимость: 1. Размер: 27кб.
    29. Житие Блохи
    Входимость: 1. Размер: 14кб.
    30. На куличках. Примечания
    Входимость: 1. Размер: 3кб.
    31. Письмо Сталину
    Входимость: 1. Размер: 12кб.
    32. Атилла
    Входимость: 1. Размер: 113кб.
    33. Кряжи
    Входимость: 1. Размер: 14кб.
    34. Переписка Замятина
    Входимость: 1. Размер: 4кб.
    35. Скифы ли?
    Входимость: 1. Размер: 23кб.
    36. Автобиография (вариант 1)
    Входимость: 1. Размер: 17кб.
    37. Встречи с Кустодиевым
    Входимость: 1. Размер: 27кб.
    38. Эпитафии 1929 года
    Входимость: 1. Размер: 5кб.
    39. Пещера
    Входимость: 1. Размер: 28кб.
    40. Блокноты. Часть 8
    Входимость: 1. Размер: 29кб.
    41. "Пишу вам из России... " (Письма Евгения Замятина к Максимилиану Волошину)
    Входимость: 1. Размер: 27кб.
    42. Биография (Энциклопедия Кругосвет)
    Входимость: 1. Размер: 9кб.

    Примерный текст на первых найденных страницах

    1. Вступительная статья (Переписка Ф. Сологуба и Е. И. Замятина)
    Входимость: 7. Размер: 17кб.
    Часть текста: 2 . В начале 1920-х годов Замятин и Сологуб встречаются на заседаниях Правления Петроградского отделения Союза писателей, на литературных вечерах, входят вместе в жюри литературного конкурса. 12 августа 1923 г. Евгений Иванович сообщил жене Людмиле Николаевне 3 : ""Петроград" 4 объявляет конкурс на роман. В жюри Сологуб и я, и критики Горнфельд, Раз<умник>-Иванов и Эйхенбаум" 5 . Замятин бывает в гостях у Сологуба. В биографических записях Анны Андреевны Ахматовой, сделанных П. Н. Лукницким, читаем: "2-го марта вечером была у Ф. К. Сологуба; было очень скучно ("скучнее, чем на эстраде"), было много чужих. АА (Ахматова. -- А. Г. и М. Л.) не выдержала и сбежала вместе с Замятиными. Они повели ее в Союз драматических писателей, где было еще скучнее..." 6 Встречи Сологуба и Замятина продолжаются летом 1924, 1925 и 1926 годов: Сологуб снимал дачу в Детском Селе (Царское Село) по адресу: Колпинская ул., дом 20, кв. 5. В этом же доме жил Р. В. Иванов-Разумник -- известно, что Замятин часто навещал его в это время. Для Замятина Сологуб в эти годы остается "живым классиком", в нем Замятин видит "единственный уцелевший мост, который связывал нас с славным прошлым русской литературы" 7 . Внимание к творчеству Сологуба восходит к началу пути Замятина в литературе. 7 сентября 1913 г. он цитирует Л. М. Василевского: "... у меня на руках был соверш<енно> случайно No "Бирж<евых> Вед<омостей>". Утренний выпуск. Там фельетон Л. Василевского о поэзии и литературе. Читаю о том -- о сем, и между прочим фразу: "нельзя сказать, что в литературе нет талантов... В наше время, когда пишут Л. Андреев, Мережковский, Сологуб... Когда появилась плеяда таких молодых, как И. Шмелев, Саша Черный, Замятин, Винниченко и др. и затем удовлетворенно заметил: Comme èa 8 . Вырезал и спрятал" 9 . Отзывы о творчестве Сологуба часты в...
    2. Лунин Э.: Замятин (Литературная энциклопедия)
    Входимость: 5. Размер: 22кб.
    Часть текста: в Лебедяни Тамбовской губ., в 1908 окончил С. -Петербургский политехнический институт по кораблестроительному отделению. Много путешествовал, был в Константинополе, Александрии, Иерусалиме и т. д. Принимал участие в революционном движении 1905, состоя одно время членом РСДРП. Несколько месяцев сидел в одиночном заключении в Петербурге. В начале 1906 был выслан на родину. С лета 1906 до 1911 жил в Петербурге на нелегальном положении, в 1911 был опять выслан, в 1913 - амнистирован. Э. Лунин Первый рассказ З. напечатан в 1908 в журнале "Образование". В 1911 написано "Уездное", в 1914 - повесть "На куличках" (напечатана в том же году в журнале "Заветы". Номер последнего был конфискован, а редакция "Заветов" и автор преданы суду). В марте 1916 З. уезжает в Англию, где работает по своей специальности, строит крупные ледоколы. В Россию возвращается осенью 1917. После Октябрьской революции З. читает лекции по лит-ре в студии "Дома искусств", состоит членом редколлегии "Всемирная лит-ра" (см.), работает в издательстве Гржебина, в журналах "Дом искусств", "Современный Запад", "Записки мечтателей". К этому же периоду относится образование группы молодых писателей "Серапионовы братья" (Б. Пильняк, Вс. Иванов, М. Зощенко, В. Каверин, К. Федин и др.), в лит-ом воспитании к-рых З. принимал деятельное участие. В 1925 на тему лесковской повести написал "народное шуточное представление" "Блоха", впервые показанное МХТом вторым. В 1928 написал трагедию в стихах - "Аттила", в печати не появившуюся. В 1925-1929 за границей были напечатаны переводы романа З. "Мы", представлявшего собой памфлет на социалистическое общество (в Советской России не печатался). Эта...
    3. Современный русский театр
    Входимость: 3. Размер: 47кб.
    Часть текста: все это не может более ответить на гамлетовский вопрос, усложнившийся сверх всякой меры: приходится пробивать себе дорогу в потемках, ощупью, иной раз спотыкаясь, приходится искать решение на длительном пути опыта, где часто требуется тысяча ошибок, чтобы прийти к одному правильному решению. Какие бы ни совершались ошибки в гигантской лаборатории, носившей когда-то имя "Россия", ее опыты в любой отрасли представляют исключительный интерес. По своей ли или не по своей воле, лаборатория эта работает ныне на весь мир. По нраву ли ему это или не по нраву, каждому датскому принцу надобно знать, что же в этой таинственной лаборатории происходит. В особенности, если дело касается области, в которой уже достигнуты неоспоримые результаты, как, например, в русском театре. Говорю совершенно сознательно "русский театр", а не "советский театр". Благородный металл, из которого народы выковывают свою литературу и свой театр, это -- язык, однако "советского языка" не существует, есть зато русский, украинский, еврейский, узбекский, татарский и т. д. и соответствующие этим языкам театры. "Советский театр" это только их алгебраическая, абстрактная сумма: я считаю себя вправе говорить лишь об одном слагаемом, так как в моем качестве драматурга я в течение 7 -- 8 лет имел дело исключительно с театром русским. Впрочем, это русское слагаемое несомненно самое важное, имеющее определяющее, направляющее значение, -- ведь и Москва имеет то же значение центра, компаса, -- направляющего движение всей страны. Москва... Странный город, ничем не похожий на другие европейские столицы; Америка, пробивающаяся сквозь древние стены Кремля; геометрические ...
    4. Автобиография (вариант 3)
    Входимость: 3. Размер: 24кб.
    Часть текста: с красным околышем фуражках. "Царские дни", на молебне в соборе впереди всех -- исправник, за ним -- чиновники, учителя гимназии в мундирах, со шпагами, купцы с медалями на шеях. Масленичные катания по Большой улице -- в пестрых "ковровых", выехавших из 17-го века санях. Летние крестные ходы -- с запахом полыни, с тучами пыли, с потными богомольцами, на карачках пролезающими под иконой Казанской. Бродячие монахи, чернички, юродивый Вася-антихрист, изрекающий божественное и матерное вперемежку... Да полно: было ли все это? Так это далеко -- на целые века -- от нынешнего, что не веришь и сам. И все же знаю, что было, и было всего лет сорок назад. Это тамбовская Лебедянь, та самая, о какой писали Толстой и Тургенев и с какой связаны мои детские годы. Дальше -- Воронеж, серая, как гимназическое сукно, гимназия. Изредка в сером -- чудесный красный флаг, вывешенный на пожарной каланче и символизирующий отнюдь не социальную революцию, а мороз в 20° -- и отмену занятий. Впрочем, это и была однодневная революция в...
    5. Театр в Советской России. Два великана: Станиславский и Мейерхольд
    Входимость: 2. Размер: 8кб.
    Часть текста: достаточно времени запастись топливом, но мне, если я сейчас уеду туда, будет трудно отопить помещение. Условия питания тоже неважные зимой. Поверьте мне: жизнь здесь гораздо проще и легче. Однако, в конце концов, эта страна Лотоса тоже не выход из положения. Однако поговорим о русском театре. И он начал: -- Вы, наверное, знаете, что русский театр -- самый революционный театр в мире -- революционный не только в политическом, но и в эстетическом смысле. Он также самый предприимчивый и имеет постоянный приток новых идей. Поэтому это единственный не "отсталый" театр в мире. Театральная революция опередила политическую революцию на 15 лет. Станиславский, основатель Московского Художественного театра, -- это Ленин русской сцены. До приблизительно 1902 года первенствующее положение занимал Александрийский театр. В своем роде это был замечательный театр, но он был, по существу, русской Французской Комедией и не отличался от других современных европейских театров в том смысле, что успех спектакля зависел от отдельного актера. Там были большие артисты Давыдов, Варламов, Савина, Комиссаржевская, но они были "индивидуальностями". Давыдов был всегда Давыдовым, Варламов -- Варламовым. Приходили скорее смотреть "звезды", чем спектакль. Там не было органической связи действия. Юрьев, например, имел привычку орать в стиле декламации Французской Комедии. Варламов в том же самом спектакле стремился к реализму, кто-нибудь другой в этой же пьесе играл под первостатейный водевиль. Александринка имела успех, потому что отдельные артисты играли блестяще, но там не было коллективизма в действии, они не образовали так называемый оркестр. "ИОГИЗМ" СТАНИСЛАВСКОГО Первый Станиславский восстал против театра со "светилами". Его театр был...
    6. Никоненко С.: Создатель
    Входимость: 2. Размер: 43кб.
    Часть текста: - неровный, судорожный, она взбирается вверх - и сейчас же проваливается вниз, кругом стоит грохот и треск, она движется, разрушая». Эти слова из эссе Евгения Замятина «О моих женах, ледоколах и о России», написанном в годы первых пятилеток, когда страна, казалось, была на подъеме, могли бы вызвать бурю негодования со стороны литературной общественности (и не только). Видимо поэтому эссе впервые было опубликовано лишь в 1962 году. Да и то за рубежом. Сегодня, спустя семь десятилетий, эти слова звучат как констатация очевидности и даже как предвидение. Ведь вряд ли можно найти возражения против того факта, что могучее государство Советский Союз, вторая сверхдержава мира, почти в одночасье скукожилось, рухнуло в бездну, и теперь долго придется ждать его возрождения. Да, даром предвидения (хотя и не в отношении личной судьбы) Замятин, несомненно, обладал. В романе «Мы», завершенном писателем в 1921 году, многие критики и писатели увидели пасквиль на советское государство, хотя о каких достижениях науки и всеобщей механизации могла идти речь (а Замятии показывал в романе государство, достигшее высочайшего уровня в развитии науки и техники и одновременно превратившее своих граждан в бездушные и бесправные винтики государственной машины) в дни разрухи, когда жизнь после тяжелейших лет мировой войны, революции, гражданской войны...
    7. Для сборника о книге
    Входимость: 2. Размер: 2кб.
    Часть текста: Для сборника о книге Для сборника о книге -- Когда мои дети выходят на улицу дурно одетыми -- мне за них обидно; когда мальчишки швыряют в них камнями из-за угла -- мне больно; когда лекарь подходит к ним с щипцами или ножом -- мне кажется, лучше бы резали меня самого. Мои дети -- мои книги; других у меня нет. -- Есть книги такого же химического состава, как динамит. Разница только в том, что один кусок динамита взрывается один раз, а одна книга -- тысячи раз. -- Человек перестал быть обезьяной, победил обезьяну в тот день, когда написана была первая книга. Обезьяна не забыла этого до сих пор: попробуйте, дайте ей книгу -- она сейчас же ее испортит, изорвет, изгадит. 23. XII . 1928 ПРИМЕЧАНИЯ Впервые // Лица. С. 257. Авторский текст -- в парижском архиве (АР. Р. 249); дата -- 23. XII. 1928 г.). Печатается по тексту книги.
    8. Закулисы
    Входимость: 2. Размер: 38кб.
    Часть текста: только подумать, что это сон, стоит только полностью включить сознание -- и сон исчез. Нет ничего хуже бессонницы, когда выключатель испорчен и, сколько бы вы его ни вертели,-- полного сознания вам не удастся потушить, белый, трезвый свет все время назойливо лезет в глаза. Такая литературная бессонница приключилась со мною лет десять назад. В Студии Дома Искусств я начал читать курс "техники художественной прозы", мне пришлось впервые заглянуть к самому себе за кулисы -- и несколько месяцев после этого я не мог писать. Все как будто в порядке, постлана простыня чистой белой бумаги, уже наплывает сон -- и вдруг толчок, я проснулся, все исчезло, потому что я начал следить (сознанием) за механикой сна, за ритмом, ассонансами, образами -- я увидел канаты, блоки, люки закулис. Эта бессонница кончилась только тогда, когда на время работы я научился забывать, что я знаю, как я пишу. Я не могу заснуть, когда я слышу, что рядом громко разговаривают, мне нужно, чтобы в моей комнате дверь была плотно закрыта, чтобы я был один. И это же нам необходимо, чтобы заснуть в рассказ, повесть, пьесу. Этажом ниже подо мной живет девочка -- я никогда не видел ее и все-таки я давно ее вижу и знаю (жиденькая белесая косичка, веснушки, мышьи глаза). По утрам, когда я сажусь за письменный стол, она садится за рояль и играет -- вот уже полтора года -- один и тот же этюд. Если есть, как уверяют теософы, "астральное клише", то там уже давно отпечаталась моя жестокая расправа с этой девчонкой: я ее убивал уже много раз. Самое трудное -- начать, отчалить от реального берега в сон. Сон еще воздушен, непрочен, неясен, его никак не поймать, мешает ...
    9. Замятин Е. И. - жене, 8 июня 1928 г.
    Входимость: 2. Размер: 3кб.
    Часть текста: времени из-за запрещения его пьесы). К 7/ 1/2 поехал в Союз: там Федерация устраивала встречу Горькому. Духота, нудь, ведра помойных речей (Гладков, Бахметьев, Либединский, Кольцов и прочие; от Союза -- никто не говорил), скука. Две какие-то девушки без билетов влезли (во 2-й этаж) по лестнице и попали в зал через окно, возле к-го я сидел. Кончили в 10. Обступили архиерея. Я поздоровался с ним и уже решил, что никаких разговоров не выйдет, но он сам сказал: "Мне необходимо с Вами поговорить, сегодня же, тут". Небольшая группа, человек 15--20, тайными ходами прошла в ресторан Союза вместе с Горьким, и там удалось поговорить с ним. Пьесу он прочитал. "Очень хорошая драма, всерьез. И, конечно, нужно поставить. Нужно печатать. И то, что не разрешают -- это не годится, не годится..." Ну, и так далее. При Горьком состоит Крючков, я говорил с ним. Крючков уверяет, что дело передано Горьким какому-то влиятельному лицу, к-е через 4--5 дней все это должно кончить. Думаю, что Главрепертком теперь упираться не будет. Но достаточно ли будет для театра этого...
    10. Блокноты. Часть 12
    Входимость: 2. Размер: 65кб.
    Часть текста: Дунька, ставь самовар, -- и начинается потеха... Пошел к бабам в гоп на росстанную... Стрельнул по ширме, но неудачно... Нажил "колеса" из хрома, на ранту. В камере играют в домино "без интереса": проигравшим "забивают козлов". ... Подняли койки. Серая парусина коек заклеила стены камеры. Отделенный крикнул из коридора: -- Завод, выходи на работу! В камере остались одни "филоны". Шниффер (специалист по кассам). "Велосипед": спящему между пальцев ног засовывают бумажки и поджигают их. Картежная игра -- в "буру". Арестант, который не хочет выйти на волю -- пересидел срок. Игра в "овсянку" (бьют по рукам). "Гран, понт" (мелкота). Дурак, из-за шмары готов скурвиться. Хорошего фрайера зафаловала. Лягаш! Ссучился! По наклепу. Лох -- новенький. Помыть (обчистить). Мишка. Те, кто раньше ютились в Хитровке, ютятся в пустом вагоне на запасном пути. Топили вагон подбивкой, которую тащили с букс соседних вагонов. Смазчики приходили и колотили железными прутьями. А иногда в сильные морозы эти же смазчики приносили угля и куски хлеба... ... Спали, спорили, пели, играли в карты, нюхали "марафет". "Батя" -- 12-летний, всеми уважаемый вор-рецидивист. Кокаинист, пьяница, распутник. Глаза с расширенными зрачками: уже нанюхался. Вынимает порошок, вставляет в ноздрю мундштук от папиросы -- и втягивает... Он -- с голодного Поволжья. Сегодня сорвал каракулевую шапку с раззевавшегося пассажира -- достал "марафету"... И -- Мишка. Тоже мальчик. Робкий. Боится воров и "лягавых". Он сбежал из приюта (скучно было). Лепит из глины людей, животных. Любил говорить о своей работе --...