• Приглашаем посетить наш сайт
    Чарская (charskaya.lit-info.ru)
  • Поиск по творчеству и критике
    Cлово "1918"


    А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
    0-9 A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W Y Z
    Поиск  
    1. Литературное творчество Е. И. Замятина (автор неизвестен)
    Входимость: 8. Размер: 7кб.
    2. Последняя страница
    Входимость: 7. Размер: 3кб.
    3. Кертис Джули: "Англичанин… московский" - Евгений Замятин и русская критика (1913—1923)
    Входимость: 7. Размер: 27кб.
    4. Презентисты
    Входимость: 5. Размер: 9кб.
    5. Домашние и дикие
    Входимость: 5. Размер: 8кб.
    6. О лакеях
    Входимость: 5. Размер: 3кб.
    7. Блокноты. Часть 15
    Входимость: 5. Размер: 98кб.
    8. Вступительная статья (Переписка Ф. Сологуба и Е. И. Замятина)
    Входимость: 5. Размер: 17кб.
    9. Замятин Е. И. - Сологубу Ф. К., март--апрель 1918 г.
    Входимость: 5. Размер: 4кб.
    10. Бунт капиталистов
    Входимость: 4. Размер: 3кб.
    11. Скифы ли?
    Входимость: 4. Размер: 23кб.
    12. Замятин Е. И. - Сологубу Ф. К., 29/16 апреля 1918 г.
    Входимость: 4. Размер: 3кб.
    13. Ремизов Алексей: Стоять - негасимую свечу
    Входимость: 4. Размер: 18кб.
    14. Воспоминания о Блоке
    Входимость: 4. Размер: 31кб.
    15. Елизавета Английская
    Входимость: 4. Размер: 5кб.
    16. Автобиография (вариант 3)
    Входимость: 4. Размер: 24кб.
    17. Стрижев А.: Замятин Е. И.
    Входимость: 3. Размер: 8кб.
    18. Колумб
    Входимость: 3. Размер: 50кб.
    19. О служебном искусстве
    Входимость: 3. Размер: 4кб.
    20. О белом угле
    Входимость: 2. Размер: 7кб.
    21. Колумб
    Входимость: 2. Размер: 9кб.
    22. Лунин Э.: Замятин (Литературная энциклопедия)
    Входимость: 2. Размер: 22кб.
    23. Лекции по технике художественной прозы. Очерк новейшей русской литературы
    Входимость: 2. Размер: 46кб.
    24. Великий Ассенизатор
    Входимость: 2. Размер: 5кб.
    25. Дракон
    Входимость: 2. Размер: 3кб.
    26. Краткая история "Всемирной литературы" от основания и до сего дня
    Входимость: 2. Размер: 45кб.
    27. Они правы
    Входимость: 2. Размер: 3кб.
    28. "Над пучиной" Энгеля
    Входимость: 2. Размер: 3кб.
    29. Пильняк Б. - Замятину Е. И., 2 мая 1921 г.
    Входимость: 2. Размер: 6кб.
    30. Народный театр
    Входимость: 2. Размер: 23кб.
    31. В передвижном театре
    Входимость: 2. Размер: 3кб.
    32. О равномерном распределении
    Входимость: 2. Размер: 10кб.
    33. Верешки
    Входимость: 2. Размер: 3кб.
    34. Землемер
    Входимость: 2. Размер: 30кб.
    35. Знамение
    Входимость: 2. Размер: 24кб.
    36. Огненное А
    Входимость: 2. Размер: 3кб.
    37. Биография (Энциклопедический словарь)
    Входимость: 2. Размер: 12кб.
    38. Переписка Замятина
    Входимость: 2. Размер: 4кб.
    39. Север
    Входимость: 1. Размер: 88кб.
    40. Электричество
    Входимость: 1. Размер: 3кб.
    41. Надежное место
    Входимость: 1. Размер: 5кб.
    42. "Грядущая Россия"
    Входимость: 1. Размер: 14кб.
    43. О сегодняшнем и о современном
    Входимость: 1. Размер: 36кб.
    44. Русская литература
    Входимость: 1. Размер: 37кб.
    45. Глаза
    Входимость: 1. Размер: 7кб.
    46. Сподручница грешных
    Входимость: 1. Размер: 19кб.
    47. Пильняк Б. - Замятину Е. И., 4 сентября 1921 г.
    Входимость: 1. Размер: 9кб.
    48. Михайлов О. Н.: Гроссмейстер литературы
    Входимость: 1. Размер: 69кб.
    49. Эренбург
    Входимость: 1. Размер: 8кб.
    50. Ангел Дормидон
    Входимость: 1. Размер: 5кб.

    Примерный текст на первых найденных страницах

    1. Литературное творчество Е. И. Замятина (автор неизвестен)
    Входимость: 8. Размер: 7кб.
    Часть текста: оскорбление русского офицерства. Решением Петербургского окружного суда тираж номера журнала "Заветы" был арестован, а Замятин выслан на Север. На самом деле в повести не чувствуется желания "оскорбить военное сословие". Кроме отрицательных персонажей есть прекрасные и сильные в страстях поручик Андрей Иванович Половец, приехавший из Тамбова в тихоокеанскую часть на край света, капитан Шмит и его жена Маруся. Отнюдь не примитивны капитан Нечеса, поручики Тихмень и Молочко. Повесть "На куличках" полна любви и сострадания автора к соотечественникам и протеста против общественных условий, унижающих человеческое достоинство. По северным впечатлениям были написаны повесть "Север", рассказы "Африка" и "Ела". Произведения свидетельствовали о закреплении в творчестве Замятина лирико-романтического начала, идеи сопротивления человеческого в человеке, торжества силы духа. Новый период творчества Замятина связан с работой в Англии в 1916-17 г. г. и революцией в России. События 1917 г. добавили в произведения писателя мрачных красок. С 1918 по 1922 год Замятин создал целую серию рассказов, сказок, повестей: "Север" (1918), "Землемер" (1918), "Ловец человеков" (1918), "Дракон" (1918), "Сподручница грешных" (1918), "Иваны" (1918), "Огненное А" (1918), "Мамай" (1920), "Детская" (1920), "Пещера" (1920) и другие. ...
    2. Последняя страница
    Входимость: 7. Размер: 3кб.
    Часть текста: Последняя страница Последняя страница Десятки лет русская совесть боролась против смертной казни. Но прокурор Павлов вдохновенно "исполнял свой долг", -- и вешали, вешали... Воля революции явно и твердо сказала: в свободной России нет больше смертной казни. И сказала это в самые первые дни, в дни подъема, когда можно было говорить о воле народа, а не диктаторов, выезжающих верхом на народной усталости. И эта твердая воля революции бесстыдно нарушена. Военно-полевой прокурор Павлов-Крыленко вдохновенно исполнил свой долг -- и московский революционный трибунал вынес смертный приговор. Неважно, что это Щастный; неважно, виноват он или нет: это уже не самосуд и не расправа Муравьева, или Дзержинского, или Скоропадского, и не постановление какого-нибудь царево-кокшайского совета, а суд. Суд Российской Советской Республики в советской столице -- Москве -- вынес смертный приговор. Много звериного, пещерного будет записано историей в последний период российской революции. Но одна эта человеческая, великая страница -- отмена смертной казни -- покрывала собою, может быть, все. И эта страница теперь разорвана. 23/10 июня 1918   КОММЕНТАРИИ Впервые: Дело народа. 1918. 23 июня (подпись: Мих. Платонов). Печатается по: Сочинения. Т. 4. С. 556. Написано в связи с расстрелом 21 июня 1918 г. бывшего царского адмирала А. М. Щастного, перешедшего на сторону советской власти; уже после расстрела он был обвинен в подготовке мятежа. Смертная казнь была применена вопреки ее официальной отмене на II Всероссийском съезде Советов 26 октября 1917 г. (во исполнение пункта 11 Программы РСДРП -- см. Программа РСДРП. М., 1917. С. 9). На деле смертную казнь впоследствии применяли. ... прокурор Павлов... "исполнял свой долг"... -- Имеется в виду Главный военный прокурор России В. П. Павлов, который после Декабрьского восстания 1905 г. подписывал многочисленные смертные приговоры военно-полевых судов; в 1906 г. он был убит эсером Н. Егоровым. ... не расправа Муравьева... или Скоропадского... -- М. А. Муравьев, левый эсер (1880--1918), в июле 1918 г. командовал войсками Восточного фронта. Павел Петрович Скоропадский (1873-1945) -- один из организаторов контрреволюции на Украине в Гражданскую войну, гетман Украинской державы (1918), в эмиграции с 1918 г. в Германии; впоследствии сотрудничал с фашистами.
    3. Кертис Джули: "Англичанин… московский" - Евгений Замятин и русская критика (1913—1923)
    Входимость: 7. Размер: 27кб.
    Часть текста: (Архивная заметка)   В парижском архиве Евгения Замятина хранится альбом с газетными вырез­ками, сбереженными писателем. В этот альбом вошли вырезки, собранные в период с 1913 года, когда состоялся настоящий литературный дебют Замя­тина — публикация повести «Уездное», по 1923 год, незадолго до официаль­ного запрещения романа «Мы» [1] . Таким образом, в альбоме представлены критические отзывы на работы Замятина за первое десятилетие его литера­турной деятельности, до и после Октябрьской революции — в подборке, прямо отражающей озабоченность молодого автора формированием своей репутации. Альбом также включает в себя относительно малоизвестные от­зывы, принадлежащие перу писателей или критиков, впоследствии сыграв­ших в жизни Замятина заметную роль. Альбом представляет собой большой том (370 х 250 см) из плотной кре­мовой бумаги очень хорошего качества (108 непронумерованных страниц). Он производит впечатление подарка, вероятно, полученного писателем от жены,...
    4. Презентисты
    Входимость: 5. Размер: 9кб.
    Часть текста: и футуристы соберут скоро Футуро-Съезд Футуро-Советов и объявят: отныне мы -- презентисты. Ведь из газеты бывших футуристов явствует непреложно: для них futurum {Будущее (лат.). } -- стало praesens'ом {Настоящим (лат). }, будущее -- настоящим, их прекрасная Где-то-тамия найдена, и это... теперешняя наша могучая, славная, благородная Республика Советов. Ведь это теперь именно настали "вольные для всех дни", "солнцевейные дни свободы" (статья "Пролетарское искусство"). Именно теперь всякому ясно: "радостный свет свободы разлился всюду" ("Обращение к молодым художникам" Бурлюка). Именно теперь мы дожили наконец до счастливого времени, когда ... Молодецкая Наша жизнь океанским крылом Разлилась просто чудо простецкая. ("Стенька Разин" В. Каменского). И подлинно: разве не простецки совершается все в обретенной презентистами Где-то-тамии? Добродушно-простецки, как комаров, расхлопывают людей; добродушно-простецки, как от сдобного пирога, отваливают от России ломтины: только бы осталась где-то, хоть на собачьем кутке,...
    5. Домашние и дикие
    Входимость: 5. Размер: 8кб.
    Часть текста: вечной, несмываемой улыбкой; он терпелив и всепрощающ; с ним хорошо и ему хорошо. Есть какой-то морской моллюск, глотающий всякую дрянь -- и кости, и гвозди, но это отнюдь не портит ему пищеварения: есть у этого моллюска особая, удобная слизь, обслизит гвоздь -- проглотит и оближется. Так вот и домашний мечтатель: обмечтает и сделает удобоглотаемым любой несъедобный гвоздь. Домашний мечтатель -- это правило -- семьянин отменный. Она -- кричит и топает ногами; но, Боже мой, вообще у нее -- такой музыкальный голос. Она за обедом чешет в голове вилкой; но, Боже мой, у нее -- такие великолепные волосы. Домашний мечтатель живет не с этой, визгливой и чешущей в голове вилкой, а с Дульцинеей, с Прекрасной Дамой. Она уживчива; он обмечтает и вилку, и визг. И домашний мечтатель, конечно, -- удобнейший гражданин. Бьют в морду; но, Боже мой, ведь это же ради высшей свободы. Вместо ста тридцати тысяч прежних столбовых -- помыкают страной двести сорок тысяч столбовых новых; но, Боже мой, ведь это -- ради высшего равенства. Зажать нос, закрыть глаза, заткнуть уши -- и веровать: это -- великий талант, это делает жизнь удобной. Зато дикому мечтателю жить -- ходить в тесных сапогах: ни минуты покоя. Весна, теплые от солнца камни и люди. Но на камнях корчится, подыхает кошка Мурка, окормленная толченым стеклом, -- и дикому мечтателю нет весны. Нелепый мечтатель не может простить -- подумайте только -- какой-то завалящей кошки Мурки! Дикому мечтателю только на секунду -- на десятую секунды -- сквозь лицо Прекрасной Дамы мелькнула визгливая женщина -- и Прекрасная Дама умерла. Дикий мечтатель оставит Прекрасную Даму -- Господи, в общем она ведь прекрасна и...
    6. О лакеях
    Входимость: 5. Размер: 3кб.
    Часть текста: в переднюю, и на мальчишку: -- Опять за книгой, с-стервец? Опять за книгой? Хлясь в морду мальчишке. И мослаком его в голову, мослаком, пока не завоет в голос мальчишка. Когда лакея бьют в морду, он жалок; когда лакей бьет в морду, он гнусен. Левые эсеры прекрасно поняли первое и отказались разделять ответственность советской власти за иностранную политику. Но настоящий момент -- новой эпидемии расстрелов советскими войсками рабочих, арестов советской полицией рабочих, закрытия советской цензурой газет -- этот момент левые эсеры сочли как раз подходящим, чтобы занять правительственные посты в Петроградской Коммуне и разделить ответственность советской власти за битье в морду. Лакей -- непременно сплав из раба и рабовладельца; это неотделимо. Российские помещики потому и были идеальными рабовладельцами, что они же были и отменными рабами царей. Но левым эсерам этот психологический закон как будто неизвестен. Или, быть может, лакей, бьющий в морду, представляется им более эстетичным, чем лакей, подставляющий морду? Быть может, это -- все то же самое восхищение "мощью" рабовладельца? Все та же самая, воспетая Блоком, зубодробительная красота -- "усмирения рабынь строптивых"? <15/2 мая 1918>   КОММЕНТАРИИ Впервые: Дело народа. 1918. 15 мая (подпись: М. П.). Печатается по: Сочинения. Т. 4. С. 547--548. Заметка написана в связи с занятием членами партии левых эсеров некоторых постов в Совете комиссаров Северной Коммуны; на II съезде Советов Северной Коммуны левые эсеры были утверждены комиссарами почты и телеграфа, путей сообщения, государственного контроля; 10 мая 1918 г. эсер П. Прошьян был назначен министром внутренних дел. Лишь после левоэсеровского мятежа 6--7 июля 1918 г. все они были отстранены от должности. Левые эсеры......
    7. Блокноты. Часть 15
    Входимость: 5. Размер: 98кб.
    Часть текста: Роман "Сашки-милиционера". Воспоминания Фигнер. Книги: Фолкнер. "Вопль и ярость". Берлин. Воскресенье. На дворе -- нищий, поет: в белом воротничке, сверху видно -- прекрасный пробор, начищенные сапоги... На углу -- босой. Много молодых, хорошо одетых парней, просят милостыню. Приближение Рождества. "Серебряное" и "золотое" воскресенье. На дворе утром однажды выросла куча елок. На улицах -- тоже. Елки, освещенные на площадях. В "серебряное" воскресенье -- ларьки с товарами на улицах. На Alexanderplatz. В этот день торгуют магазины, но фабрики и учреждения не работают: толпы народа на тротуарах, у Тица, у Вертгейма, иллюминованные снаружи здания универмагов. Wedding -- кварталы по пути. Новые дома, выстроенные на займы. Чистота -- такая же, как и на главных улицах, только меньше света. Те же Тицы, Вертгеймы, Саламандры. Но -- здесь все магазины (за исключением Тица, напр.) -- все маленькие магазины пусты: буквально нигде ни одного человека, все -- в центр, в Weston. ... Пивная. У стойки -- час уже стоит багровый немец, с неподвижным лицом, за третьим бокалом. Какой-то в русском картузе только смотрит, не пьет. Невеселы. Играет русский оркестр, в русских рубашках... Neue Welt (Neue Köln). Две огромные (Народный Дом) залы. Дым, крик -- ровный, общий. Какие-то "баварские" дешевые декорации. Деревянные непокрытые столики -- нет места. В зале -- тысячи три. На сцене -- оркестр, баварский танец, кончающийся тем, что кавалер садится верхом на даму... Разносят январское пиво (Bockbier), Kranzwürstchen <исправлено из: Kranzwürstkalb> и... редьку, декоративно нарезанную веером ("редечная" машина на глазах у публики чистит одна за другой редьки и режет их). У многих на головах крошечные смешные бумажные шапочки, картузы, цилиндрики. Солидный в коричневом костюме господин в меховом картузе. Девушки (все некрасивые -- как в массе, в простонародье -- некрасивы немки!)...
    8. Вступительная статья (Переписка Ф. Сологуба и Е. И. Замятина)
    Входимость: 5. Размер: 17кб.
    Часть текста: в Петроград из Англии. Самая ранняя известная нам дата их возможного личного знакомства -- 19 мая 1918 г., когда Сологуб и Замятин вместе выступали на литературном утреннике "Земля у современных русских поэтов" 1 . Во второй половине 1918 г. Замятин и Сологуб принимают активное участие в работе "Союза деятелей художественной литературы" 2 . В начале 1920-х годов Замятин и Сологуб встречаются на заседаниях Правления Петроградского отделения Союза писателей, на литературных вечерах, входят вместе в жюри литературного конкурса. 12 августа 1923 г. Евгений Иванович сообщил жене Людмиле Николаевне 3 : ""Петроград" 4 объявляет конкурс на роман. В жюри Сологуб и я, и критики Горнфельд, Раз<умник>-Иванов и Эйхенбаум" 5 . Замятин бывает в гостях у Сологуба. В биографических записях Анны Андреевны Ахматовой, сделанных П. Н. Лукницким, читаем: "2-го марта вечером была у Ф. К. Сологуба; было очень скучно ("скучнее, чем на эстраде"), было много чужих. АА (Ахматова. -- А. Г. и М. Л.) не выдержала и сбежала вместе с Замятиными. Они повели ее в Союз драматических писателей, где было еще скучнее..." 6 Встречи Сологуба и Замятина продолжаются летом 1924, 1925 и 1926 годов: Сологуб снимал дачу в Детском Селе (Царское Село) по адресу: Колпинская ул., дом 20, кв. 5. В этом же доме жил Р. В. Иванов-Разумник -- известно, что Замятин часто навещал его в это время. Для Замятина Сологуб в эти годы остается "живым классиком", в нем Замятин видит "единственный уцелевший мост, который связывал нас с славным прошлым русской литературы" 7 . Внимание к творчеству Сологуба восходит к началу пути Замятина в литературе. 7 сентября 1913 г. он цитирует Л. М. Василевского: "... у меня на руках был соверш<енно> случайно No "Бирж<евых> Вед<омостей>". Утренний выпуск. Там фельетон Л. Василевского о поэзии и литературе. Читаю о том -- о сем, и между ...
    9. Замятин Е. И. - Сологубу Ф. К., март--апрель 1918 г.
    Входимость: 5. Размер: 4кб.
    Часть текста: И. Эренбурга 6 ; очерки Вяч. Шишкова и Ив. Вольного 7 . Преданный Вам Евг. Замятин. Примечания 1 Датируется по содержанию. 2 Александра Николаевна Чеботаревская (1869--1925) -- переводчица и критик, сестра Анастасии Николаевны Чеботаревской, жены Сологуба. 3 В No 1 альманаха "Мысль", изданном в Петрограде издательским товариществом "Революционная мысль" в 1918 г., были напечатаны рассказ Замятина "Знамение" и его полемическая статья "Скифы ли?" под псевдонимом "Мих. Платонов". Стихотворений Сологуба в альманахе не было. Сборник вышел в конце марта (см. запись в дневнике Блока от 1 апреля // Блок А. Записные книжки. М., 1965. С. 397) и подвергся цензурным преследованиям; очевидно, не без инициативы В. И. Ленина (см.: Бонч-Бруевич В. Что хотел читать В. И. Ленин по беллетристике, искусству и культуре в 1918 году // На литературном посту. 1931. No 8. С. 11--12). В 1919 г. было осуществлено стереотипное переиздание конфискованного сборника: первая его часть, литературно-художественная, вышла отдельным изданием под названием "Образы" (Пг., 1919), вторая, публицистическая и литературно-критическая,-- под названием "Из недавнего прошлого" (Пг., 1919). 4 О подготовке 2-го сборника "Мысль" "при ближайшем участии Е. Замятина" сообщалось в печати (см.: Сборники "Мысль" // Новая жизнь. 1918. 2 апр. (20 марта), однако издание не было осуществлено. 5 Повесть Алексея Павловича Чапыгина (1870--1937) "На лебяжьих озерах" (1916) была опубликована с...
    10. Бунт капиталистов
    Входимость: 4. Размер: 3кб.
    Часть текста: Бунт капиталистов Бунт капиталистов Всем известно: правительство народных комиссаров есть правительство рабочих и крестьян. Правительство народных комиссаров ради русских рабочих и крестьян готово пожертвовать всем: даже русскими рабочими и крестьянами. Кто же в России может пойти против правительства народных комиссаров? Ясно: капиталисты. И капиталисты двинулись. Тысячи капиталистов, работающих у станков в Нижнем, и в Сормове, и во Владимирской губернии, забастовали. Капиталисты, собравшись 18 июня на митинг в Обуховском заводе, потребовали, чтобы Совет Народных Комиссаров сложил полномочия и уступил место Учредительному собранию. Голодные капиталисты в Колпине, нарочно, чтобы подорвать незапятнанную репутацию советской власти, -- полезли на комиссарские пулеметы. Капиталисты, потеющие за сохой в поле, с дрекольями и винтовками встречают комиссарских посланцев, отбирающих хлеб. Капиталисты-железнодорожники; капиталисты-печатники; капиталисты, объединившиеся в собраниях уполномоченных фабрик и заводов, требуют свобод. Капиталисты-матросы минной дивизии хотят Учредительного собрания. И только две группы капиталистов, не работающих ни за станками, ни за сохой, -- против всеобщего избирательного права, против свободы, против Учредительного собрания: это -- черносотенцы и... представители рабоче-крестьянского правительства. Представители рабоче-крестьянского правительства ради свободы и блага русских рабочих и русских крестьян готовы пожертвовать всем -- даже русскими рабочими и крестьянами. И не могут пожертвовать только одним: собою, своей властью, властью бесчисленных комиссаров. <1918> КОММЕНТАРИИ Впервые: Дело народа. 1918. 20 июня (подпись: М. Платонов). Печатается по: Я боюсь. С. 43. Поводом к написанию заметки стал расстрел красноармейцами голодной демонстрации в пригороде Петрограда Колпино 9 мая 1918 г. В результате погибло несколько женщин. Вскоре рабочие Ижорского завода, расположенного в Колпино, объявили забастовку. Эти события заставили советское правительство принять экстренные меры для борьбы с голодом. Чтобы объяснить ситуацию, В. И. Ленин направил питерским рабочим письмо "О голоде" (напечатано в "Правде" 22 мая 1918 г.).