• Приглашаем посетить наш сайт
    Чарская (charskaya.lit-info.ru)
  • Поиск по творчеству и критике
    Cлово "1873"


    А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
    0-9 A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W Y Z
    Поиск  
    1. Современный русский театр
    Входимость: 2. Размер: 47кб.
    2. Русская литература
    Входимость: 1. Размер: 37кб.
    3. Москва - Петербург
    Входимость: 1. Размер: 64кб.
    4. Лекции по технике художественной прозы. О языке
    Входимость: 1. Размер: 58кб.
    5. Последняя страница
    Входимость: 1. Размер: 3кб.
    6. Замятин Е. И. - Сологубу Ф. К., март--апрель 1918 г.
    Входимость: 1. Размер: 4кб.
    7. Лекции по технике художественной прозы. Чехов
    Входимость: 1. Размер: 44кб.
    8. Цель
    Входимость: 1. Размер: 10кб.
    9. Блокноты. Часть 11
    Входимость: 1. Размер: 57кб.
    10. Автобиография (вариант 2)
    Входимость: 1. Размер: 6кб.

    Примерный текст на первых найденных страницах

    1. Современный русский театр
    Входимость: 2. Размер: 47кб.
    Часть текста: из самых дальнозорких Гамлетов нашего времени -- Освальду Шпенглеру -- удалось это усмотреть уже несколько лет тому назад. Теперь это видят все, кто под тем или иным предлогом не закрывает глаз, теперь всюду, на устах у каждого, вопрос: "Быть или не быть?" И какой избрать путь, чтобы "быть"? Оракулов никаких больше нет. Или точнее: есть еще кое-какие, но мы им не верим; мы хотим знать. Абстрактная логика, дедукция, все это не может более ответить на гамлетовский вопрос, усложнившийся сверх всякой меры: приходится пробивать себе дорогу в потемках, ощупью, иной раз спотыкаясь, приходится искать решение на длительном пути опыта, где часто требуется тысяча ошибок, чтобы прийти к одному правильному решению. Какие бы ни совершались ошибки в гигантской лаборатории, носившей когда-то имя "Россия", ее опыты в любой отрасли представляют исключительный интерес. По своей ли или не по своей воле, лаборатория эта работает ныне на весь мир. По нраву ли ему это или не по нраву,...
    2. Русская литература
    Входимость: 1. Размер: 37кб.
    Часть текста: без перемен", ни "Конца пути". Русский Ремарк и Шерифф еще не родились. Впрочем, есть русские книги, которые впечатляют читателя? несмотря на их "примитивизм", а иногда даже благодаря ему. Именно такой случай представляет произведение г-на Новикова-Прибоя под названием "Цусима", которое скоро выйдет во французском переводе. По его безыскусственному стилю чувствуется, что речь идет не о вымышленном произведении, а о достоверном человеческом документе. Если рассматривать броненосцы и крейсеры в качестве героев, то это волнующий роман о знаменитом сражении при Цусиме, одним из немногих оставшихся в живых участников которого был г-н Новиков-Прибой. С первых страниц книги у читателя предчувствие, что все эти стальные громады со своими тысячами обитателей плывут сквозь океаны к трагической развязке, к смерти. Это шествие обреченных со множеством второстепенных персонажей и незначительных подробностей, я бы сказал, продвигается слишком медленно. Но это компенсируется в двух других частях книги, в которых автор вдруг обретает необходимый динамизм, рассказывая о душераздирающих событиях того самого сражения. Члены экипажа вот-вот поднимут мятеж, артиллерия устарела, командир бездарен... Русский флот, естественно, должен был быть разбит японцами, которые и в самом деле уничтожили армаду адмирала Рождественского, потеряв только три миноносца. Русские...
    3. Москва - Петербург
    Входимость: 1. Размер: 64кб.
    Часть текста: но в нем так метко подсмотрено что-то основное в характере каждой из двух русских столиц, что это вспоминается и теперь, через сто лет. Петербург с тех пор успел стать Ленинградом, но остался Петербургом гораздо больше, чем Москва - Москвой. Москва отдалась революции стремительней, безоглядней, покорней, чем Петербург. Да и как же иначе: победившая революция стала модой, а какая же настоящая женщина не поторопится одеться по моде? Петербург принимал новое без такой торопливости, с мужским хладнокровием, с большой оглядкой. Он шел вперед медленней, и это понятно: ему приходилось нести с собой тяжелый груз культурных традиций, особенно ощутительных в области искусства. Без этого громоздкого багажа, налегке - московские музы мчались, обгоняя не только Петербург, но и Европу, а иногда заодно и здравый смысл. "Москва требует, чтоб если уж пошло на моду, то чтоб по всей форме была мода!" - подтрунивал над Москвой еще Гоголь, уже он знал эту ее женскую слабость. Впрочем, эта безоглядная погоня за новым - не только женская черта, она идет еще и от молодости: новой Москве, живущей рядом, поверх, сквозь старую, шестисотлетнюю, - минуло только шестнадцать! От неожиданных, пестрейших сочетаний старого и нового - в Москве кружится голова: Петербург строже: он и теперь, как во времена Гоголя - "не любит пестрых цветов". Петербург останется окном в Европу, на Запад; Москва стала дверью, через которую с Востока, сквозь Азию, хлынула в Россию Америка. Это - конечно, не больше, чем схема. В жизни, особенно в зеркальной - в искусстве - такой географической точности нет: там, смотришь, задорный, московский вихор мелькает на Невском проспекте, там крикливая московская площадь притихнет под строгой тенью петербургского Медного Всадника. Но несмотря на эту перетасовку, сквозь все перемены, во всех зеркалах - можно разглядеть свое лицо у каждой из двух столиц....
    4. Лекции по технике художественной прозы. О языке
    Входимость: 1. Размер: 58кб.
    Часть текста: -- когда-то разнились. Но теперь мы имеем стихи без рифм, мы имеем стихи без определенного ритма -- vers libre. Ex. Гете "Горные вершины". Целый ряд стихов Блока (Ex.). С одной стороны, в новейшей художественной прозе -- мы находим часто пользование определенным ритмом; с другой -- в прозе мы находим пользование музыкой слова -- весь арсенал новейшей поэзии: аллитерации, ассонансы, инструментовку. Стало быть, резко -- по внешности -- от художественной прозы отличается только стихотворение с определенным метром, то есть только один частный случай стихотворения. В остальных случаях -- никакой качественной границы нет. В новейшей теории словесности я вижу разделение всех вообще произведений художественного слова на два вида: лирика и эпос; иначе говоря: раскрытие, изображение в словах авторской личности -- и изображение других, посторонних автору личностей. Лирика -- это путешествие по нашей планете, по той планете, на которой живешь; эпос -- путешествие на другие планеты, эпос -- путешествие сквозь междупланетные, безвоздушные пространства, ибо люди, конечно же, разные планеты, отделенные друг от друга замороженным, с температурой -- 273°, пространством. И вот, если уж говорить о каком-нибудь качественном различии между поэзией и художественной прозой, так его можно определить: поэзия занимается главным образом областью лирики, художественная проза -- областью эпоса. И быть подлинным мастером в области художественной прозы настолько же труднее, насколько междупланетное путешествие труднее путешествия по нашей планете. Рассказчиком, настоящим рассказчиком о себе -- является, строго говоря, только лирик. Эпик же, то есть настоящий мастер художественной прозы -- всегда является актером, и всякое произведение эпическое -- есть игра, театр. Лирик переживает только себя; эпику -- приходится переживать ощущения десятков, часто -- тысяч других, чужих личностей, воплощаться в сотни и тысячи образов. "У писателя, -- говорит ...
    5. Последняя страница
    Входимость: 1. Размер: 3кб.
    Часть текста: свой долг", -- и вешали, вешали... Воля революции явно и твердо сказала: в свободной России нет больше смертной казни. И сказала это в самые первые дни, в дни подъема, когда можно было говорить о воле народа, а не диктаторов, выезжающих верхом на народной усталости. И эта твердая воля революции бесстыдно нарушена. Военно-полевой прокурор Павлов-Крыленко вдохновенно исполнил свой долг -- и московский революционный трибунал вынес смертный приговор. Неважно, что это Щастный; неважно, виноват он или нет: это уже не самосуд и не расправа Муравьева, или Дзержинского, или Скоропадского, и не постановление какого-нибудь царево-кокшайского совета, а суд. Суд Российской Советской Республики в советской столице -- Москве -- вынес смертный приговор. Много звериного, пещерного будет записано историей в последний период российской революции. Но одна эта человеческая, великая страница -- отмена смертной казни -- покрывала собою, может быть, все. И эта страница теперь разорвана. 23/10 июня 1918   КОММЕНТАРИИ Впервые: Дело народа. 1918. 23 июня (подпись: Мих. Платонов). Печатается по: Сочинения. Т. 4. С. 556. Написано в связи с расстрелом 21 июня 1918 г. бывшего царского адмирала А. М. Щастного, перешедшего на сторону советской власти; уже после расстрела он был обвинен в подготовке мятежа. Смертная казнь была применена вопреки ее официальной отмене на II Всероссийском съезде Советов 26 октября 1917 г. (во исполнение пункта 11 Программы РСДРП -- см. Программа РСДРП. М., 1917. С. 9). На деле смертную казнь впоследствии применяли. ... прокурор Павлов... "исполнял свой долг"... -- Имеется в виду Главный военный прокурор России В. П. Павлов, который после Декабрьского восстания 1905 г. подписывал многочисленные смертные приговоры военно-полевых судов; в 1906 г. он был убит эсером Н. Егоровым. ... не расправа Муравьева......
    6. Замятин Е. И. - Сологубу Ф. К., март--апрель 1918 г.
    Входимость: 1. Размер: 4кб.
    Часть текста: пришлете теперь (Литейный 23, изд<ательст>во "Револ<юционная> Мысль", для альм<анаха> "Мысль", или Широкая 29, кв. 33, мне) стихи. В Художественном> отд<еле> No. 2 "Мысли" 4 пойдут: 1<-ая> часть романа Чапыгина "На лебяжьих озерах" 5 ; рассказ А. М. Ремизова; мой рассказ; поэма И. Эренбурга 6 ; очерки Вяч. Шишкова и Ив. Вольного 7 . Преданный Вам Евг. Замятин. Примечания 1 Датируется по содержанию. 2 Александра Николаевна Чеботаревская (1869--1925) -- переводчица и критик, сестра Анастасии Николаевны Чеботаревской, жены Сологуба. 3 В No 1 альманаха "Мысль", изданном в Петрограде издательским товариществом "Революционная мысль" в 1918 г., были напечатаны рассказ Замятина "Знамение" и его полемическая статья "Скифы ли?" под псевдонимом "Мих. Платонов". Стихотворений Сологуба в альманахе не было. Сборник вышел в конце марта (см. запись в дневнике Блока от 1 апреля // Блок А. Записные книжки. М., 1965. С. 397) и подвергся цензурным преследованиям; очевидно, не без инициативы В. И. Ленина (см.: Бонч-Бруевич В. Что хотел читать В. И. Ленин по беллетристике, искусству и культуре в 1918 году // На литературном посту. 1931. No 8. С. 11--12). В 1919 г. было осуществлено стереотипное переиздание...
    7. Лекции по технике художественной прозы. Чехов
    Входимость: 1. Размер: 44кб.
    Часть текста: в литературе. Форма -- основа. Сюжеты -- одни и те же: важно -- как Гейне: портной Штауб. Когда литература приобретает крикливый, тенденциозный характер -- на форму уже не обращают внимания. Слащава, сусальна, неестественна деревня у народников. Прокрустово ложе; неестественность, уродливость. Невероятно пошла и убога форма у сусальной гражданской поэзии. Но в тот период, который напоминается Чеховым -- литературная форма шагнула вперед. Чем вызван был отказ от тенденциозной, гражданской литературы? Что творилось в обществе?.. Что за эпоха? {Материалы: Эпоха -- после народников, 1 марта. Эпоха "малых дел"; Эпоха, ее мрак, застой, скука, безвыходность -- изображается у Чехова.} Разбиты народовольцы. Реакция. Тщетные попытки продолжать революционное движение: заговор "второго 1 марта" в 1887 году. Аресты. Проповедь культурных "малых дел". Разочарование и неудовлетворенность в интеллигенции -- и вместе стремление, неопределенное стремление к неопределенному светлому будущему. Разочарование и неопределенное стремление -- типичные черты романтизма. И Чехов -- типичный романтик. Романтизм -- двух типов: романтизм позитивный и романтизм... мистический. Одни ищут это неопределенное будущее на земле, другие -- на небе или вообще где-то, только не на земле. С романтизмом позитивным мы встретимся позже у Горького и других реалистов и новореалистов; с романтизмом мистическим -- у символистов. У Чехова, как у реалиста, -- романтизм позитивный. Детальнее мы в этом потом...
    8. Цель
    Входимость: 1. Размер: 10кб.
    Часть текста: да. Но тем нужнее отдых от ненависти (она разрушительно действует на человеческую психику). Не время механического равенства, не время животного довольства настает с уничтожением классов, а время огромного подъема высочайших человеческих эмоций, время любви. Впрочем, каково будет это грядущее -- зависит от нас. Пока ни о каком воспитании высоких эмоций, свойственных эпохе осуществления коллективизма,-- мы не думаем. Постановления, резолюции, параграфы, деревья -- а за деревьями нет леса. Что же может увлечь в политграмоте? -- ничто. "Искусство всегда служило командующим классам..." Этим может восхищаться фашист, империалист, но не революционер, не диалектик. Все отличие командующего сейчас класса в том, что он командует временно, что он командует для того, чтобы как можно скорей перестать командовать -- чтобы сбросить с человечества иго всякого государства и всякой команды; отличие в том, что командующий сейчас класс знает (верим, должен знать) все это. И вот об этом-то забывают. -- Зародыш будущего всегда в настоящем. Это правда: художники -- всех родов оружия -- в большинстве всегда скептически развращены, беспринципны в большинстве -- они всегда были ландскнехтами, продавали себя тем, кто им хорошо платит. Но этот закон купли-продажи таланта -- закон капиталистического общества; обществу, думающему строить жизнь на иных, новых, более высоких началах,-- принимать этот позорный закон так же ...
    9. Блокноты. Часть 11
    Входимость: 1. Размер: 57кб.
    Часть текста: всегда, хоть и страшно. А потом, когда набегаются -- она слезает в бадью колодца, и ее опускают вниз. Колодец такой глубокий, что и летом иногда там вода замерзала. Спускают вниз, все становится холоднее. И уж совсем внизу, когда бадья коснется воды, и весь <колодец> обратится в одно крохотное окошечко света где-то внизу -- она дергает за веревку, и ее поднимают. Любили ходить к Пал Антонину -- за подсолнухами и маковыми головками. Пал Антоныч припадает на левую ногу и говорит: -- Ох-ти, мне нога-то снёт, нога-то снёт. Он стал гордым с тех пор, как побывал в Москве. Гордится, что его дочь стала носить шляпку -- настоящая барышня. Дети знают его слабость к лести и всегда начинают с этого: -- Ах, какая у вас хорошая лавка, как много товару. Мишка терпеть не может целоваться. Когда поцелуют его, вытирает губы и говорит: -- Терпеть не могу, когда девки целуют. Перед обедом читают молитву, молятся, а ребята толкают друг друга и смешат. Один раз довели Мишку до слез. Сказали ему: -- Мишка, а, Мишка, твой-то Михаил Архангел (его ангел) ведь девка. 1ляди -- рубашка на нем какая, длинная, девичья. Бедняга плакал. Однажды Мишка повалил на себя шкап с посудой и целый день просидел в каретнике под старыми санями. Искали-искали. Сестра нашла. -- Есть охота, -- говорит, -- да боюсь. Там мамка с топором, дедка с пистолетом -- убьют. Уверила его, что не убьют. Пошел спать. Принесли ему потихоньку в постель поесть. Когда уже очень донимала мать, уходили все трое к Федору Взуебеному, знакомому мужичку, и жили у него по неделям. А со всеми проезжавшими мимо мужиками наказывали заехать к матери и докладывать, что живы-здоровы и живут у Федора. Фамилии. Адамия, Иван Николаевич; Бурьян, Петр Христофорович; Гаврилица С. Ц. Гарабурда, Людвиг Феликсович; Дорда, Василий Емельянович; Журба, Николай; Задюжко, ...
    10. Автобиография (вариант 2)
    Входимость: 1. Размер: 6кб.
    Часть текста: над собой опыты и решил посмотреть: взбешусь или нет. А главное, было очень любопытно: что я буду чувствовать, когда подойдет срок беситься (две недели после укуса}. Чувствовал много, но через две недели не взбесился, а потому заявил инспектору, что я - бешеный, и меня - тотчас же Москву, делать прививки. В гимназии я получал пятерки с плюсом за сочинения и не всегда легко ладил с математикой. Должно бытъ, именно потому (из упрямства) я выбрал самое что ни на есть математическое: кораблестроительный факультет Пе­тербургского политехникума. В мае 13 лет назад (в этом мае на цветы выпал снег) я одновременно кончал свои дипломные проекты и кончил свой первый рассказ. Рас­сказ тогда же был напечатан в старом «Образовании». Ну - что ж: значит, я могу сочинять рассказы и их будут печатать, а поэтому три следующих года я писал только... о ледоколах, теплоходах, рефулерах, о «Теоретичес­ком исследовании работы землечерпательниц». Никак иначе было нельзя: я был оставлен при кафедре корабельной архитектуры и занимался преподаванием на кораблестро­ительном факультете (занимаюсь и теперь). Если я что-нибудь значу в русской литературе, то этим я целиком обязан Петербургскому Охранному Отделению: в 1911 году оно выслало меня из Петербурга, и я года два очень безлюдно жил в Лахте. Там от белой зимней тишины и...